Человек дня: Артур Лурье
13 мая 1892 года родился Артур Лурье, композитор-авангардист.
Личное дело
Артур Винцент Лурье (настоящее имя - Наум Израилевич Лурье, 1892-1966) родился в местечке Пропойск Могилёвской губернии (ныне город Славгород) в еврейской семье инженера Израиля Хацкелевича Лурьи и его жены Анны Яковлевны. Мать приобщила сына к музыке и сама давала ему первые уроки игры на фортепьяно.
В 1899 году семья перебралась в Одессу, где мальчика отдали в коммерческое училище. По его окончании в 1909 году Лурье поступил в Петербургскую консерваторию. Обучался по классу фортепиано у В. Н. Дроздовой, затем у М. Н. Бариновой. С начала 1910-х годов стал вольнослушателем философского факультета Петербургского университета, одновременно посещая частные уроки по теории композиции у А. К. Глазунова.
В 1912 году, как и мать, принял католичество, после чего взял себе имя Артур (в честь Шопенгауэра) Винцент (в честь Ван Гога) Лурье, но чаще его стали звать Артуром Сергеевичем.
Консерваторию Лурье не закончил из-за неприятия принципов школы Н. А. Римского-Корсакова. В 1913 году он завершил обучение по классу теории и композиции у Глазунова, но не сдал последний экзамен и диплом не получил.
С 1912 по 1915 год Артур Лурье был завсегдатаем знаменитого литературно-артистического кабаре «Бродячая собака», где фактически исполнял обязанности музыкального руководителя. В круг его общения входили Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, братья Давид, Владимир и Николай Бурлюки, Алексей Кручёных, Пётр Митурич (автор портрета композитора) и другие. В те же годы он завязал знакомства с Владимиром Татлиным, Георгием Якуловым, Бенедиктом Лившицем, Леонидом Андреевым, встречался с Рихардом Штраусом и Томмазо Маринетти.
Музыкальный историк И. Г. Вишневецкий писал, что до октября 1917 года Лурье был близок футуристам. В 1914-1915 годах происходили радикальные изменения в области музыкального языка. Лурье с увлечением разрабатывает «музыку будущего», в чем-то продолжая скрябинские начинания: развивает идею микроинтервалики, работает с четвертьтоновыми ладовыми структурами, пытается воспроизвести новые звуковысотные и тембровые звучания (опыты, позже получившие название «сонористика») и даже изобретает рояль с трехцветной (тройной) клавиатурой. Пишет музыкально-теоретическую статью «К музыке высшего хроматизма», которая становится своеобразным манифестом «нового слышания» и теоретическим обоснованием авангардной идеи «ультрахроматики».
«Лурье считал, что именно он призван открыть новую эру в музыке. Скрябин, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский — уже пройденная ступень. Принципы свободной музыки (не ограниченной тонами и полутонами, а пользующейся четвертями, восьмыми и еще меньшими долями тонов) получали в творчестве Лурье реальное воплощение», - писал исследователь футуризма Бенедикт Лившиц.
В 1915 году Лурье продемонстрировал слушателям «Формы в воздухе». Это произведение вызвало шок у искушенных музыкантов и критиков. Принципиальное избегание тональных опор, сопоставление монодий и кластеров, деформация звуковысотных закономерностей - все это звучало непривычно, эпатировало слух. Новая музыка вызывала образные аналогии с кубической живописью (даже ноты автор свободно располагал на нотном листе, подобно геометрическим фигурам), так что потребовались и новые определения – «звукопятна», «брызги», «всплески».
По сути, это была ранняя форма атональной додекафонной музыки еще до Арнольда Шенберга, считающегося родоначальника экспрессионизма в музыке.
Лурье также написал музыку к пьесе Велемира Хлебникова «Ошибка смерти» и к стихотворению Маяковского «Наш марш». Поскольку в группе футуристов он был единственным композитором, то часто оказывался в центре внимания посетителей «Бродячей собаки» и был очень популярен. Маяковский шутил: «Тот дурье, кто не знает Лурье».
Революцию Артур Лурье принял, как и многие футуристы. Впоследствии он писал: «Впервые мальчикам-фантастам сказали о том, что они могут осуществить свои мечты. За эту веру в нас мы безоговорочно вошли в Революцию».
Он создает 12 хоров на поэму Блока «Двенадцать», звуковые плакаты на стихи Маяковского, пишет популярные брошюры, в которых утверждает, что из всех искусств главнейшим является музыка.
В течение двух лет, с 1918 по 1920 годы, Лурье руководил музыкальным отделом Народного комиссариата просвещения (МУЗО Наркомпроса), занимаясь строительства новой пролетарской культуры. На этом поприще он нажил себе многочисленных врагов, в том числе и среди известных музыкантов и композиторов. Его называли ловким проходимцем, пробравшимся в руководство МУЗО и даже дали ему прозвище «Халтур Дубье».
«Артура Лурье мало кто любил. Он, например, придумал назвать свой музыкальный отдел Народной трибуной гражданской музыки, а себя из комиссара хотел переименовать в народного трибуна. Луначарский якобы сказал ему: Нет, Артур Сергеевич, нам это не подходит. На Лурье, подмявшего под себя, как утверждают, все музыкальные издательства, жаловались самому Ленину Гольденвейзер и Ипполитов-Иванов», - писал литературовед Вячеслав Недошивин («Петербург Анны Ахматовой»).
После серии скандалов Луначарский, наконец, был вынужден в январе 1921 уволить Лурье из МУЗО и перевести его в научные сотрудники петроградского Института истории искусств. Однако травля «рафинированного» комиссара продолжилась и после ухода Лурье с ответственного поста. Его клеймили как «ловкого проходимца», «приспособленца, пробравшегося в руководство МУЗО», «формалиста», «меньшевистско-троцкиста» и «космополита».
У Лурье наступает разочарование в революции.В докладе, прочитанном в ноябре 1921 года в Вольной философской ассоциации, Лурье уже сетовал он на «все более сгущающийся сумрак русской действительности»: «Мы пребываем в безысходности, безмузыкальности, в духовно опустошенном пространстве (...) Мы лишь соучаствуем в «тлении углей», оставшихся от испепеленной русской культуры».
В августе 1922 года Лурье уехал в командировку в Берлин, откуда в Россию уже не вернулся. В 1924 году перебрался в Париж, где получил работу музыкального аранжировщика и стал домашнем секретарем композитора Игоря Стравинского. Писал о нем статьи и редактировал его музыкальные сочинения.
Во Франции Лурье написал две симфонии и оперу-балет «Пир во время чумы» по драме А.С.Пушкина.
В Париже он также сблизился с музыкантом и философом Петром Сувчинским, входившим в круг евразийцев. В итоге Лурье был объявлен одним из официальных редакторов еженедельной газеты «Евразия», где писал статьи о важнейших музыкальных событиях как корреспондент и ответственный за рубрику «Концерты в Париже».
В 1939 году Лурье женился на дочери внебрачного сына великого князя Алексея Елизавете Перевощиковой, урожденной графине Белевской-Жуковской, правнучке В. А. Жуковского.
В 1941 году после оккупации Парижа нацистами Лурье с жено броси ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||