Сегодня: MSK: Курсы: 88.44 руб (-0.25)96.24 руб (-0.07) Нефть: Погода: Малооблачно Вечером в Москве: 23 °C..25 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Карлики на месте советских гигантов: что осталось от промышленности Прибалтики

Карлики на месте советских гигантов: что осталось от промышленности ПрибалтикиСоветский Союз оставил в наследство Прибалтийским республикам передовые заводы, фабрики, комбинаты, электростанции. Однако распад СССР и «восстановление независимости» Литвы, Латвии и Эстонии не принесли этим предприятиям ничего хорошего. Некоторые из них стали были ликвидированы, а некоторые ужались до размеров одного цеха. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснял, как на месте советских промышленных «заводов-гигантов» появились прибалтийские «заводы-карлики».

Типичная судьба крупного промышленного предприятия на территории Прибалтики: активно развивалось в советское время, в 80-е годы достигло пиковых показателей производства, не смогло приспособиться к рыночной экономике. Череда безуспешных попыток выкарабкаться из кризиса после развала СССР и начала процедуры банкротства. Правда, концовка этой истории в каждом конкретном случае может разниться.

Некоторые гиганты советской промышленности в Литве, Латвии и Эстонии просто «умерли». Без всяких оговорок. К примеру, Вильнюсский завод электроизмерительной техники (ВЗЭТ) — в девяностые годы его просто закрыли. Там, где когда-то бурлило производство, остались только заброшенные заводские помещения.

Литовский завод по производству кинескопов Ekranas дотянул до вступления Литвы в состав Евросоюза, но и ему не удалось выдержать конкуренцию с предприятиями Китая, Кореи, Малайзии. Процедура банкротства началась в 2006 году, заброшенные цеха сровняли с землей, тысячам уволенных сотрудников выплатили компенсации из Гарантийного фонда. Так заканчивается летопись завода, который в свое время был крупнейшим производителем кинескопов во всей Европе.

О «предсмертных» судорогах текстильной фабрики «Алитус» — некогда ведущего предприятия легкой промышленности Литвы — мы знаем по сообщениям местной прессы.

Бастующие ткачи в 2007 году взяли в заложники директора предприятия Альгиду Жюкявичене.

Уладить конфликт помогли денежные компенсации (стандартный метод).

Таких прецедентов немало. Но в некоторых случаях власти Прибалтийских республик могут заявлять, что им все-таки удалось сохранить советское наследие. Формально «выжил» Каунасский радиозавод, который с 1956 года выпускал для граждан СССР теле- и радиоаппаратуру.

Еще в конце восьмидесятых завод переименовали в производственное объединение «Банга». Скромная компания с тем же названием сегодня считается преемником завода. На некоторых сайтах можно найти ее анкеты, адреса, номера телефонов и имя руководителя (им числится некий Аршукаускас Зигмас). В ассортименте продукции «Банги» — десятки позиций. От антенн до профессиональной звуковой аппаратуры для телерадиостудий и передвижных телевизионных станций.

Но объемы производства несопоставимы с советскими.

Примерно тот же путь прошел электротехнический завод «Эльфа». Когда-то он выполнял сверхсекретные военные заказы и удовлетворял также потребности рядовых граждан в бытовых электродвигателях и электропроигрывателях. Независимой Литве такое предприятие оказалось ни к чему. Для военных заказов у блока НАТО хватало собственных заводов, электронику на любой бюджет производили и в Западной Европе, и в Азии. На свободном рынке «Эльфа» не нашла себе места под солнцем.

Правда, в отличие от «Экранаса», которого тоже «съели» конкуренты, литовский электротехнический завод прибрали к рукам иностранные инвесторы. По адресу улица Витяне, 50 в Вильнюсе зарегистрирован филиал немецкой фирмы Hanning Elektro-Werke GmbH und Co. KG. «Пять узкоспециализированных продуктовых подразделений предлагают решения для широкого спектра применений и отраслей промышленности по всему миру. Производственная сеть HANNING, к которой принадлежит HANNING ELEKTRO-WERKE, насчитывает около 1 500 сотрудников в шести локациях в Германии, Литве, Румынии, Китае и Индии», — говорится на сайте компании.

О масштабах производственной активности предприятия можно судить по количеству сотрудников.

В годы советской власти на «Эльфе» работало больше людей, чем во всех пяти подразделениях сети Hanning.

Зато вместо «русских оккупантов» делами управляют благородные немцы. Власти Литвы могут этим гордиться.

Знаменитый Рижский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ригасельмаш) когда-то представлял собой огромный производственный комплекс и славился своими машинами для внесения в почву твердых органических удобрений. В независимой Латвии на базе завода (вернее, того, что от него осталось) была учреждена компания LMR Azene. Ее специализация — все те же машины для внесения органических удобрений и тракторные полуприцепы. По факту это новая фирма, но она продолжает эксплуатировать известный бренд советской эпохи.

«Сегодня LMR Azene специализируется на выпуске широкой гаммы машин для внесения органических удобрений и тракторных полуприцепов различного назначения. С 1970 года продукция завода экспортируется во многие страны мира. Постоянными заказчиками являются Скандинавия, Прибалтика, Франция, Германия и Россия», — говорится на сайте компании. То есть ее руководители ставят знак равенства между LMR Azene и Ригасельмашем.

На пике производственной активности объединение «Радиотехника» насчитывало 16 000 сотрудников и выпускало примерно 35% всей советской аудиотехники (по количеству производства приемников на душу населения от Латвии отставала даже Япония). А потом пришла «независимость».

В 1992 году каждая входившая в «Радиотехнику» компания стала самостоятельной. Большинство из них благополучно «загнулись».

Признаки жизни подавал разве что Рижский радиозавод, но и его позже разделили на две фирмы. Одна обанкротилась, другая превратилась в VEF Radiotehnika RRR — латвийского производителя радиоаппаратуры и акустических систем. На месте советского «гиганта» появился еще один «карлик», который из-за кризиса 2008 года едва не стал банкротом.

Рижская автобусная фабрика (РАФ) долго пыталась наладить серийное производство новых моделей, но ни на Западе, ни в России они оказались не востребованы.

Затем была попытка объединиться с Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), однако ее пресекли латвийские власти.

Итог закономерный — банкротство.

Однако в 2018 году в Латвии было зарегистрировано новое предприятие R

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: Экономика

Карлики на месте советских гигантов: что осталось от промышленности Прибалт...


Опубликовано: 2021-05-13 20:03:02

Советский Союз оставил в наследство Прибалтийским республикам передовые заводы, фабрики, комбинаты, электростанции. Однако распад СССР и «восстановление... Подробнее »


Работа. Резюме / Вакансии

Мерчендайзер в супермаркет
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Подсобный рабочий на производство (вахта)
Вакансии: Москва
от 75000
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Помощник в договорной отдел
Вакансии: Москва
от 45000
14 Февраля 2018


Новости по теме: - Экономика

|
 

Автомобили с пробегом

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2017 г.вып, 1600 см3, 175л.с.

0 км

цена: 1 690 000 руб

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2016 г.вып, 2000 см3, 185л.с.

32 955 км

цена: 1 338 000 руб

Audi - Q7 Audi - Q7

2007 г.вып, 3600 см3, 278л.с.

176 700 км

цена: 850 000 руб

ГАЗ - ГАЗель 3302 ГАЗ - ГАЗель 3302

2006 г.вып, 2800 см3, 140л.с.

280 000 км

цена: 300 000 руб

KIA - cee'd KIA - cee'd

2008 г.вып, 1400 см3, 109л.с.

88 907 км

цена: 370 000 руб

Погода в Москве - сегодня


Москва
Малооблачно 29 мая в среду
Вечером 23 °C..25 °C
ветер -1 – 1 м/c юго-восточный

Ясно 30 мая в четверг
Ночью 17 °C..19 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Ясно 30 мая в четверг
Утром 25 °C..27 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-восточный

Облачно 30 мая в четверг
Днем 28 °C..30 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-восточный

Киев
Пасмурно 29 мая в среду
Вечером 20 °C..22 °C
ветер -1 – 1 м/c юго-восточный

Дождь 30 мая в четверг
Ночью 15 °C..17 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Пасмурно 30 мая в четверг
Утром 16 °C..18 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-восточный

Облачно 30 мая в четверг
Днем 22 °C..24 °C
ветер 2 – 4 м/c юго-восточный

Минск
Малооблачно 29 мая в среду
Вечером 19 °C..21 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Ясно 30 мая в четверг
Ночью 13 °C..15 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Малооблачно 30 мая в четверг
Утром 20 °C..22 °C
ветер 1 – 3 м/c северо-восточный

Облачно 30 мая в четверг
Днем 22 °C..24 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru