Образовательные организации: новые ориентиры для повышения безопасности
Наталья Ключевская
belchonock / Depositphotos.com Вопросы обеспечения безопасности граждан всегда находятся в центре внимания федеральных властей. Российское законодательство насчитывает множество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности. Одно из приоритетных мест в этой системе правовых документов занимают те, которые нацелены на обеспечение безопасности обучающихся – воспитанников детских садов, школьников и студентов ссузов и вузов. Поскольку учебные заведения относятся к местам массового пребывания людей, то и угроза совершения в них террористических актов и иных противоправных действий достаточно высока. В связи с этим в целях отражения современных угроз законодательство в этой части периодически актуализируется.
Но ситуация, произошедшая 11 мая в казанской гимназии, в очередной раз показывает, что система обеспечения безопасности образовательных организаций несовершенна и иногда может давать сбой, который чреват трагическими последствиями. Стали ли причиной недавней трагедии небезупречные нормативные предписания или действия (бездействие) органов и должностных лиц, обязанных их исполнять, – чиновникам еще предстоит выяснить, но реакция уже последовала и от Президента РФ Владимира Путина, который дал отдельное поручение директору Росгвардии Виктору Золотову проработать новое положение о видах оружия, которое может быть в гражданском обороте и находиться на руках у населения. Оперативно отреагировала на призыв главы государства и Госдума – Комитет по безопасности и противодействию коррупции на заседании 12 мая рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект, вводящий дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия, а также для аннулирования уже выданных лицензий. Не осталось в стороне и Минпросвещения России – в день трагедии ведомство направило в регионы рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений.
На действующих мерах по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций и новых рекомендациях Минпросвещения России остановимся более подробно.
Дейст
10f8
вующие требования
На федеральном уровне в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования). Оно содержит обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций. Причем эти требования дифференцированы в зависимости от категории опасности объектов (территорий), которая, в свою очередь, зависит от количества совершенных терактов или предпринятых попыток к их совершению, прогнозируемого количества пострадавших, а также прогнозируемого размера материального ущерба и ущерба окружающей природной среде (п. 13 Требований).
Целый раздел Требований посвящен мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий. Речь идет о комплексе мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты и территории; выявление нарушителей установленных на объектах и территориях пропускного и внутриобъектового режимов или признаков подготовки или совершения теракта; пресечение попыток совершения терактов; минимизацию возможных последствий их совершения и ликвидацию такой угрозы; обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности; выявление и предотвращение несанкционированного проноса или провоза и применения на объекте, территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований). По каждому из указанных направлений конкретизирован перечень мероприятий – например, организация пропускного режима, проведение антитеррористических учений и тренировок, организация системы видеонаблюдения, оснащение системами передачи тревожных сообщений и т. п.
Правильно составить паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, предусмотрена необходимость разработки на каждый объект паспорта безопасности, в который включаются общие сведения об объекте или территории, сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте или территории, данные о критических элементах объекта или территории, прогноз последствий в результате совершения на объекте или территории теракта, силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта или территории, меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта, выводы и рекомендации. Также в паспорт могут быть включены дополнительные сведения с учетом особенностей объекта или территории при их наличии.
Паспорт безопасности объекта (территории) относится к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения с пометкой Для служебного пользования. Он составляется на каждый объект или территорию в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования, а актуализируется не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта или территории, количества критических элементов объекта, те
1698
рритории и мер по инженерно-технической защите (п. 43, п. 48 Требований).
Напомним, в целом ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов и территорий возлагается на руководителей органов или организаций, являющихся правообладателями таких объектов и территорий, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на них (п. 5 Требований).
Отметим, в целях повышения эффективности работы по реализации рассматриваемых требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций в начале прошлого года были выпущены Методические рекомендации Минпросвещения России (Письмо Минпросвещения России от 28 января 2020 г. № ВБ-85/12 О направлении методических рекомендаций). Они предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий при организации и проведении их обследования, подг ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||