Костюм супергероя
Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу Барбары Брауни и Дэнни Грейдона «Костюм супергероя. Идентичность и маскировка в жизни и вымысле» (перевод Владислава Третьякова).Супермен, Бэтмен, Человек-паук — супергерои — почти за век своего существования стали одним из столпов современной поп-культуры, а их броские, эффектные театрально-спортивные костюмы — одним из самых узнаваемых символов XX века. В книге исследователя визуальной коммуникации Барбары Брауни и критика кино и комиксов Дэнни Грейдона впервые предпринята попытка междисциплинарного анализа костюма супергероев. Авторы показывают, как трансформировалась их «мода» от первых комиксов про Супермена до современных кинофраншиз, подробно исследуя отношения супергероя и его облачения. Как менялась функция супергеройского костюма? Почему его обязательным элементом оказывается маска? И как всё это связано с практиками маскарада XVIII века? Среди объектов внимания исследователей — комиксы, фильмы, телесериалы, истории «супергероев» из реальной жизни и такая практика современных фанатов поп-культуры, как косплей.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Звезды, полосы и… спандекс
Капитан Америка был создан как защитник ценностей Соединенных Штатов. Его облик напоминает облик олимпийских спортсменов, в дизайне костюмов которых определяющим фактором является национальная принадлежность. Вводя Стиву Роджерсу наделяющую сверхспособностями сыворотку, американская секретная служба рассчитывает, что его сверхъестественная сила будет применена в бою — на стороне американской армии. Он одет в костюм, напоминающий флаг, и явлен миру как воплощение гордости и превосходства Америки.
Когда-то национальным воплощением Соединенных Штатов была женская фигура — Колумбия, а позднее им стал дядя Сэм. Обе эти фигуры обычно изображались задрапированными во флаг либо одетыми в наряд, вдохновленный ключевыми элементами флага — звездами и полосами. Пропаганда времен Первой мировой войны использовала эти фигуры для внушения патриотизма; самый известный пример — рекрутский плакат Дж. М. Флэгга: дядя Сэм направляет указательный палец на молодого человека, еще не поступившего на военную службу. На этом плакате, уже отчасти одиозном из-за появившихся с тех пор бесчисленных пародий, дядя Сэм одет в красный, белый и синий цвета, а его цилиндр украшает белая звезда.
С момента своего первого появления в № 1 «Комиксов о Капитане Америке» (март 1941) Капитан Америка преподносился как современный дядя Сэм. В его костюме видны те же самые элементы флага: белая звезда на синем фоне — на груди, красные и белые полосы — под нею. Отсылки к дяде Сэму встречаются и в современных его инкарнациях: на обложке одного из выпусков «Капитана Америки» (т. 4, № 3, август 2002) крупным планом изображены его перчатки с указательным пальцем, направленным прямо на читателя, — явная отсылка к флэгговскому плакату 1917 года.
Несмотря на свои сверхспособности, Капитан Америка не имел бы такой власти, не будь его тело украшено флагом. Как отмечает Кон, предметы одежды не только символизируют статус, но и производят власть. Они «буквально являются властью» (Cohn 2001: 406). Костюм Капитана Америки говорит о его способности действовать в поддержку и от лица своей страны. Им обеспечивается законность его действий. Как и другие супергерои, Капитан Америка практикует насилие, которое делают допустимым его костюм (см. главу 2) и статус солдата.
Как символ национальной принадлежности, костюм столь тесно связан с патриотическими ценностями «преданности и самопожертвования», что делает одетого в него неоспоримым патриотом (Schatz & Lavine 2007: 330). В повествованиях об Америке страна предстает как «по сути своей хорошая» (Kemmelmeier & Winter 2008: 862). Далее, американское самовосприятие включает в себя чувство политического и морального превосходства (Ibid.). Поэтому носить звездно-полосатый костюм — значит представлять свои поступки как добродетельные по своей сути (Ibid.: 872). Флаг легитимирует агрессию, помещая ее в контекст непрекращающейся защиты американской свободы.
Между тем за костюмом в виде флага может также стоять стратегия, направленная на исключение возможности восстания. Воздействие флага может быть таким, что человек начнет «вести себя в соответствии со взглядами и ценностями» своей нации, а затем и воспринимать мир «с точки зрения [его> национальной идентичности». Таким образом, костюм в виде флага может подвергнуть своего владельца «автостереотипизации» (Ibid.: 861). В этом смысле костюм Капитана Америки является средством, при помощи которого создавшие его военные могут обеспечить постоянную «безусловную лояльность» (Schatz & Lavine 2007: 331) и сохранять контроль над своим созданием.
В то время как многие супергерои сами создают себе костюм и сохраняют собственную идентичность в своей власти, в случае с Капитаном Америкой и другими подобными воплощениями нации идентичность апроприируется. Этот акт присвоения планируется и регулируется, обычно — властями, которые выступают от лица народа и имеют все возможности для того, чтобы отбирать кандидатов, достойных представлять нацию. Капитан Канук, например, действует как агент некоей Канадской международной службы безопасности (см. «Капитан Канук», № 1, июль 1975), а Стив Роджерс был принят на службу в армию США в звании Капитана Америки (см. «Комиксы о Капитане Америке», № 1; «Капитан Америка», т. 1, № 255, март 1981).
Избранные представителями нации, эти супергерои могут «носить» флаг как знак почета. Исторически почетные одеяния подразумевают династию или преемственность (Cohn 2001: 406). Идентичность и власть, выражаемые костюмом, выходят за пределы любого отдельного его владельца и расширяются до пределов ценностей, которые существовали задолго до его рождения и будут еще долго существовать после него. Национальные символы репрезентируют нацию «вне времени» (Schatz & Lavine 2007: 333).
Вневременность флага связывает Капитана Америку с прошлым и будущим, с общей историей американского народа и общими видами на будущее. Флаг придает его поступкам «большее значение и больший смысл», словно его американская идентичность замещает собой «личное существование и неизбежную смертность» Стива Роджерса. Как Капитан Америка, он наделен не только суперсилой, но и предполагаемой неуязвимостью его нации, выраженной мотивами и цветами его костюма. Звезды и полосы как будто придают ему дополнительную силу, ставя его в один ряд с целым комплексом ценностей, которые нельзя повредить или уничтожить в бою.
Обозначая сообщество и набор ценностей, превосходящие любого, кто в него одет, почетный наряд не может быть собственностью. Хотя Капитану Америке и позволено облачиться во флаг, он всего лишь его хранитель. Такие супергерои, как Капитан Америка, Капитан Британия и Капитан Канук, не обладают своей костюмированной идентичностью — равно как и любым другим сим ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||