Человек дня: Максимилиан Волошин
28 мая 1877 года родился поэт Максимилиан Волошин.
Личное дело
Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин, 1877 – 1932) родился в Киеве. Его предками со стороны отца были казаки Запорожской Сечи, со стороны матери – немцы, поселившиеся в России в XVII веке. После смерти отца в 1891 году мать с сыном переехали в Москву, где Волошин начал учиться в гимназии. В 1893 году мать приобрела земельный участок в Коктебеле и семья переехала туда. Закончил гимназию Волошин в 1897 году уже в Феодосии. Еще гимназистом он начал писать стихи и переводить Гейне.
Волошин поступил на юридический факультет Московского университета. Позже он скажет: «Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. Десять драгоценных лет, начисто вычеркнутых из жизни». В 1899 году Волошин был исключен из университета за участие в студенческих беспорядках. Он отправился в Среднюю Азию, где работал на строительстве Оренбургско-Ташкентской железной дороги. «Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры», – вспоминал он.
В это время Волошин решает заниматься самосовершенствованием по собственной системе, чтобы глубоко познать европейскую культуру, затем культуры Индии, Китая, Японии и других стран Востока. Начинаются его «странствия по странам, музеям, библиотекам». В 1900 – 1905 годах он побывал во Франции, Италии, Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии, Греции. Слушал лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук в Париже. Помимо изучения истории, философии и литературы, Волошин осваивает технику живописи и рисунка. Наездами он бывает в Петербурге, Москве и своем доме в Коктебеле.
Он публикует в русских журналах статьи о событиях культурной жизни Франции, изобразительном искусстве, русской и французской литературе. Близкими знакомыми Волошина становятся Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Сергей Дягилев, Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый и многие другие.
Занимаясь живописью, Волошин пишет преимущественно пейзажи Греции, Италии, Испании и Крыма, уделяя много внимания передаче воздушной среды, различных состояний погоды. Работает в основном в технике акварели, реже использует темперу или гуашь. С 1912 года участвует в художественных выставках («Треугольник», «Мир искусства» и других). Увлекается буддизмом, католичеством, масонством, теософией и антропософией.
В 1910 году публикуется первый сборник его стихотворений под скромным названием «Стихотворения. 1900–1910». Брюсов писал, что стихи Волошина «сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир».
В 1914 году Волошин отправляется в Швейцарию, где участвует в Базеле в строительстве антропософского храма Гетеанум. Там его застает начало Первой мировой войны. Отношение к войне как к темному буйству хаоса, «ужасу разъявшихся времен» отразилось в сборнике стихов Волошина «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира. 1915»).
В 1916 году Волошин вернулся в Россию, февральскую революцию застал в Москве, но вскоре перебрался в Коктебель, где стал свидетелем «всех волн гражданской войны и смен правительств». Волошин писал, что в годы гражданской войны в его доме в Коктебеле находили укрытие «и красный вождь, и белый офицер». Читал лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Участвовал в художественных выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Максимилиан Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, туда приезжали Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Кузьма Петров-Водкин, Валерий Брюсов, Максим Горький, Алексей Толстой, Викентий Вересаев, Александр Грин, Илья Эренбург, Михаил Зощенко и многие другие. Андрей Белый называл этот дом «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы».
Умер Максимилиан Волошин 11 августа 1932 в Коктебеле.
Максимилиан Волошин. Автопортрет у зеркала. 1905г.
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Максимилиан Волошин - один из крупнейших поэтов России. При этом значительная часть его наследия увидела свет через много лет после его смерти. По словам Михаила Гаспарова, он «складывался как поэт под перекрестным влиянием зыбкого стиля французских символистов и строгого – парнасцев».
Травля Волошина началась с 1923 года, когда в журнале «На посту» появилась статья «Контрреволюция в стихах М. Волошина». В итоге с середины 1920-х по 1961 год в СССР не было напечатано ни одного его произведения. Только в конце XX века читателям стали известны поэтический сборник «Неопалимая Купина» (1919), цикл поэм «Путями Каина» (1921–1923), поэмы «Россия» (1924), «Сказание об иноке Епифании», «Святой Серафим» (обе 1929).
О чем надо знать
С 1910-х годов Максимилиан Волошин начал публикацию в ряде изданий статей, объединенных рубрикой «Лики творчества». Как критик он стремился найти не ряд разрозненных черт поэта или художника, а целостный лик, проявляющийся в его творчестве. В 1914 году статьи и очерки Волошина о французской литературе, опубликованные в этом цикле, вошли в книгу с тем же названием. Он планировал выпустить и второй том, куда намеревался включить работы о русских авторах, но осуществить этот замысел Волошину не удалось. Полностью «Лики творчества» были опубликованы только в 1988 году в серии «Литературные памятники».
Прямая речь
Осень... осень... Весь Париж, Очертанья сизых крыш Скрылись в дымчатой вуали, Расплылись в жемчужной дали.
В поредевшей мгле садов Стелет огненная осень Перламутровую просинь Между бронзовых листов.
Вечер... Тучи... Алый свет Разлился в лиловой дали: Красный в сером — это цвет Надрывающей печали.
Ночью грустно. От огней Иглы тянутся лучами. От садов и от аллей Пахнет мокрыми листами. Максимилиан Волошин (1902)
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней — Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский — Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй, Все золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||