Человек дня: Петр Клодт
5 июня 1805 года родился скульптор Петр Клодт.Личное дело
Петр Карлович Клодт (1805 – 1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец – участник войны 1812 года, генерал-майор барон Карл Клодт фон Юргенсбург, на досуге занимался живописью. Большая часть детства Петра Клодта прошла в Омске, где его отец был начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. По семейной традиции мальчик тоже должен был стать военным. Он начал военное обучение в Омском войсковом казачьем училище, а в 1822 году отправился в столицу, где поступил в Артиллерийское училище. Но свободное от занятий время он посвящал самостоятельному изучению живописи и скульптуры. Уже в этом возрасте излюбленным сюжетом его работ стали лошади, их фигурки Петр Клодт вырезал из дерева.
Окончив училище с чином подпоручика, Петр Клод начал службу в учебной артиллерийской бригаде. Но в 1828 году он вышел в отставку, решил полностью посвятить себя скульптуре. Два года он самостоятельно учился, копируя образцы из музеев и с натуры, а в 1830 году стал вольнослушателем в Академии художеств.
Живя в Петербурге, Петр Клод близко знакомится со скульптором Иваном Мартосом и его семьей, и в 1831 году женится на Ульяне Спиридоновой – племяннице жены Мартоса.
В том же году Петр Клод впервые выполняет большой заказ. Вместе со Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским он работает над скульптурным оформлением Нарвских триумфальных ворот. Скульптуры древнерусских воинов выполнили Пименов и Демут-Малиновский, фигуру Славы – Пименов, а Клодт выполнил шестерых коней, запряженных в колесницу Славы. Эта работа принесла Клодту известность. Он, не имея официального художественного образования, получил звание «назначенного в академики», квартиру и мастерскую при Академии художеств.
Затем последовал новый заказ – на скульптурные группы «Укротители коней», предназначенные для дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Работа над ними заняла около десяти лет. Из-за смерти руководителя литейного двора Академии художеств Василия Екимова Клодту пришлось самому освоить приемы литейного дела и руководить отливкой своих скульптур. Но место, где они должны быть установлены, пришлось изменить, так как Николай I был против появления статуй лошадей на дворцовой пристани. Тогда, по предложению Клодта, был выбран Аничков мост через Фонтанку. 20 ноября 1841 года мост со скульптурами Клодта был торжественно открыт.
С 1837 года и до конца жизни Петр Клодт возглавлял «литейный дом» при Академии художеств и участвовал в отливке произведений многих скульпторов. В 1838 году он получил звание академика и начал преподавать в Академии, а с 1857 года стал заслуженным профессором. В 1852 году избран в Академию святого Луки в Риме, в 1850-х становится членом Парижской и Берлинской академий художеств.
Среди работ Петра Клодта были памятник князю Владимиру в Киеве (1853, Клодт – статуя Владимира, Демут-Малиновский – барельефы, Тон – пьедестал), памятник Николаю I на Исаакиевской площади (1856 – 1859, совместно с архитектором Монферраном), памятник Ивану Крылову в Летнем саду (1848 – 1855), горельефы для Исаакиевского собора (1840-е – начало 1850-х ), барельеф «Георгий Победоносец на коне» (1846–47) для Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Работал он и в малой форме, успехом пользовались его композиции с лошадьми, а также статуэтки «Римский воин» (1830-е), «Русский витязь» (1851) и другие.
Умер Петр Клодт 8 (20) ноября 1867 года на своей даче на мызе Халала в Финляндии.
Одна из конных композиций на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
MatthiasKabel/Wikimedia Commons
Чем знаменит
Более всего Петр Клодт известен как скульптор-анималист. Он действительно часто изображал лошадей в своих работах, видимо, питая к ним особую склонность. Следует отметить, что монументальные произведения Клодта, хотя и отличались величавостью и патетикой, а также высоким качеством литья, в целом оставались в рамках классицистических канонов. Его авторская индивидуальность в наибольшей степени проявляется в малых формах, в так называемых «кабинетных» композициях с лошадьми.
Памятник Николаю I работы Клодта был выдающейся работой инженерной мысли – первой в Европе конной статуей, поставленной на две точки опоры (задние ноги коня). У него был лишь один предшественник с аналогичной особенностью – памятник президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в США, возведенный несколькими годами ранее. В советское время именно эта особенность памятника спасла его от сноса.
О чем надо знать
Знаменитые статуи коней с Аничкова моста создавались неоднократно. В 1841 году на Аничковом мосту было установлено две бронзовых скульптуры и две, выполненных из раскрашенного под бронзу гипса. На следующий год Клодт изготовил две новых бронзовых копии, чтобы заменить ими гипсовые, но Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. Скульптуры были установлены в Берлине на воротах королевского дворца. Тогда Клодт изготовил еще две скульптуры, и они попали на Аничков мост. Однако в 1846 году Николай I подарил их королю Обеих Сицилий Фердинанду II. Сейчас они стоят на воротах сада королевского дворца в Неаполе. На Аничковом мосту вновь оказались гипсовые копии.
Лишь в 1850 году Клодт создал недостающие бронзовые фигуры для Аничкова моста. С тех пор они покидали свои постаменты лишь дважды: в 1941 году, когда их сняли и закопали в саду Аничкова дворца, и в 2000 году при реставрации. Авторские копии «Укротителей коней» установлены также в усадьбе Кузьминки, в Петергофе и Стрельне.
Прямая речь
Если начать обзор ансамбля с западной стороны моста, от первой группы, изображающей коня с шагающим возле него водителем, перейти потом к смежной группе и далее к группам, стоящим на восточной стороне, то сюжетный смысл композиции обнаружится с наибольшей наглядностью. В первой группе животное еще покорно человеку. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах все более нарастает драматизм борьбы. Конь вырывается в неукротимом порыве, и все напряженнее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развернута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укроща ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||