Человек дня: Иван Кожедуб
8 июня 1920 года родился Иван Кожедуб, легендарный летчик-истребитель
Личное дело
Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) родился в селе Ображиевка Черниговской губернии УССР в большой крестьянской семье, где кроме него было еще четверо детей. Отец, бывший церковным старостой, воспитывал сыновей в строгости, с детства приучая к труду. Старшие братья батрачили у зажиточных людей, а Ивана отец устроил подпаском. В 1934 году Кожедуб окончил неполную сельскую школу, после чего два года учился на рабфаке и одновременно работал библиотекарем в сельской библиотеке. В 1936 году поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. В 1939 пришел в Шосткинский аэроклуб.
Техникум Кожедуб так и не закончил – в начале 1940 года был призван в Красную армию и осенью того же года окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в марте 1941 года преобразовано в школу лётчиков). По окончании как один из лучших курсантов был оставлен в нём лётчиком-инструктором.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года Кожедуб в звании старшего сержанта был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии отправился на Воронежский фронт.
Кожедуб получил Ла-5 – самый современный по тому времени истребитель, всего год как поступивший на вооружение армии. Однако в первом же воздушном бою 26 марта он лишился машины, да и сам бой едва не стал для него последним. Ла-5 был повреждён очередью Мессершмитта-109 и только бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. В довершение неудачного вылета самолёт попал под огонь советских зенитчиков, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось с большим трудом посадить израненную машину, полному восстановлению она не подлежала - после посадки насчитали более пятидесяти пробоин.
Лётчику пришлось месяц просидеть на земле, лишь время от времени летая на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах, пока он не получил новый Ла-5. Все это время он учился теории воздушного боя, рисовал схемы, изучал опыт прославленных пилотов, таких как А. И. Покрышкин. Формулу боя Покрышкина: «Высота – скорость – маневр - огонь», Иван записал в свой фронтовой блокнот.
В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.
6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт – это был бомбардировщик Юнкерс-87. Уже на следующий день он сбил второй самолет, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109.
Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года – к этому моменту на его счету было за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
В мае 1944 года Иван Кожедуб пересел на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенный на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Машины этой серии демонстрировали подавляющее превосходство над немецкими Мессершмиттами по скорости на малых и средних высотах — основных высотах воздушных боев на Восточном фронте. Уже спустя несколько дней Кожедуб сбил на нём Юнкерс, а затем в течение 6 последующих дней - ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам отправился на переподготовку на истребитель Ла-7- один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны.
В августе 1944 года, получив звание капитана, был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка на 1-м Белорусском фронте. Тогда же пересел на Ла-7.
19 августа 1944 года Кожедуб вторично получил звание Героя - за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским в ходе патрулирования обнаружил группу из 13-ти Фокке-Вульфов-190. Лётчики с ходу атаковали их и сбили 5 самолётов противника, из которых три на счету Кожедуба, а два - его ведомого.
Три дня спустя над Одером Кожедуб сбил первый в мире реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге. Это одна из трёх известных побед советских лётчиков над немецкими реактивными самолётами.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и лично сбил 62 самолёта противника: 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил сразу два FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.
18 августа 1945 года гвардии майор Иван Кожедуб был удостоен третьей медали Золотая Звезда.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба.
При этом он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.
Во время войны в Корее Иван Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики его дивизии одержали 216 воздушных побед, в том числе сбили 12 сверхкрепостей, потеряв всего 27 машин (погибло 9 пилотов). Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Самому Кожедубу, однако, было запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты.
В 1952 году после возвращения из Кореи 324-я была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. Благодаря стараниям Кожедуба, за короткий срок дивизия обжилась на новом месте - были оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал-майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в караван-сарае — на старой даче.
С 1962 по 1963 год — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа.
В 1970 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1971 года он служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.
В 1985 году Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище
Чем знаменит
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||