Пустить с молотка
В Киеве свой рецепт по спасению убыточных госкомпаний
Украинская экономика продолжает обескураживать граждан страны своими «успехами». Обнародованные данные о доходах местных госкомпаний повергли в шок даже видавших многое экспертов. Согласно официальной информации, почти половина из государственных концернов (девять компаний) понесли огромные убытки по итогам прошлого года, шесть мастодонтов заработали слабый плюс, и лишь пятерым счастливчикам удалось продемонстрировать некое подобие прибыли. Наконец, общий убыток составил 71,05 млрд гривен (189 млрд рублей), а прибыль —скромные 43,6 млрд гривен (116 млрд рублей). Таким образом чистые потери зафиксированы в районе 27,45 млрд гривен (73 млрд рублей).
В тройку самых главный аутсайдеров, убытки каждого из которых превысили 10 млрд гривен (26,6 млрд руб.), вошли «Укрэнерго», «Нафтогаз Украины» и «Укрзализныця» («Украинские железные дороги», УЗ). Последняя компания своим «достижениями» достойна оказаться в книге рекордов Гиннеса. Если в 2019 году концерн увеличил чистую прибыль в 14,7 раза — до 2,988 млрд гривен, то уже по итогам 2020 года получил 11,9 млрд гривен чистого убытка. Чудеса! Но не для Украины, страны, для которой подобного рода «сюрпризы» являются привычным явлением.
А на фоне этого кошмара свои рекомендации по спасению раздает такой «блестящий» генератор идей, как президент Владимир Зеленский. И не важно, что его прожекты — чистой воды профанация, главное, что он умело использует необходимую шоу-атрибутику, рассчитанную на уязвимый мозг рядовых обывателей. Так, украинский гарант на форуме «Украина 30. Экономика без олигархов» поставил перед новым главой Министерства инфраструктуры Алексеем Кубраковым задачу вывести УЗ из банкротства. «Я видел полностью их математику, их картину, задолженность… Они полностью банкроты… Сейчас пришел новый министр Кубраков. Ему поставлена задача: от банкротства перейти к предприятию, которое зарабатывает деньги», — делился своими фантазиями с журналистами Зеленский.
Каким образом? Догадаться не трудно — пустить все с молотка или сдать в аренду. Эта директива из-за океана хорошо всем известна и реализовывается Киевом по мере сил. Неслучайно Зеленский, совершенно не стесняясь, добавил, мол, отдал бы все вокзалы в концессию, чтобы люди «зарабатывали и обеспечивали комфорт». И это, кстати, не пустые слова. Зеленский может продать или раздать все стратегические объекты так называемым иностранным инвесторам, за ним не заржавеет. Лишь бы взяли. А то опять будет так, как случилось с немцами, которым еще в прошлом году предложили на блюдечке «Укрзализныцю» со всеми потрохами. Они попросту отказались от столь щедрого дара, поскольку побоялись — мороки много связываться с безответственными украинцами.
Впрочем, в Киеве не теряются. Сегодня, к примеру, со слов главы правления «Укрзализныци» Ивана Юрика, стало известно, что уже до конца июня в аренду передадут некоторые помещения пяти вокзалов. А в идеале запланировано сбыть в хорошие руки 11 вокзалов, хотя процесс этот будет небыстрым и может занять от года до трех лет, пояснил Юрик, поскольку процесс концессии — это долгосрочный проект сотрудничества со стратегическими инвесторами и требует тщательной подготовки. Иными словами, просто пока не найдено необходимое число желающих разбогатеть на украинских вокзалах. Но их будут искать активно и целенаправленно, потому как иной стратегии не предусмотрено, реанимировать местные предприятия и стратегические объекты кураторами не благословляется. Показательный тому пример — скандал, который обсуждается в украинской прессе. Недавно стало известно, что «Укрзализныця» планирует заключить контракт с Крюковским вагоностроительным заводом на поставку ста вагонов на сумму 3 млрд гривен. Казалось бы, отличная новость для умирающего предприятия и самого УЗ, учитывая, что на 2020 год изношенность украинских железнодорожных составов составила почти порядка 90% и замены требуют около 68 тыс. вагонов! Но по сути, заказанные 100 вагонов оказались небольшой брошенной костью отечественному производителю, который, между прочим, из-за скудной господдержки вынужден основательно сокращать выпуск своей продукции, а его прибыль только за 2020 год снизилась в 8 раз. Зато основной заказ получила французская компания Alstom. С ней уже договорились о поставке 130 большегрузных электровозов на 900 млн евро (29,4 млрд гривен). И тут несложно подсчитать, что этот контракт по сумме превышает договор с украинским заводом в 10 раз. Как говорится, no comment.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||