Человек дня: Феофан Прокопович
18 июня 1681 года родился Феофан Прокопович, архиепископ, сподвижник Петра I, писатель и поэт.
Личное дело
Феофан Прокопович (мирское имя Елеазар, 1681 – 1736) родился в Киеве, происходил из семьи смоленских купцов. Рано осиротел, воспитывался дядей со стороны матери, наместником Братского Богоявленского монастыря в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1698 году для продолжения образования отправился в Западную Европу. Для этого вступил в униатский орден святого Василия Великого, приняв имя Самуил. Окончил в Риме иезуитскую коллегию святого Афанасия, странствовал пешком по Италии и Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены. В 1701 году решил вернуться в Киев.
Принял православие в Почаевской лавре. В 1705 году постригся в монахи, приняв, в память о дяде, имя Феофан. Преподавал в Киево-Могилянской академии, в 1711 году стал ее ректором. Составил учебные пособия по ряду предметов.
В 1716 году был вызван Петром I в Петербург, вошел в круг близких советников Петра, стал одним из организаторов церковной реформы. 2 (13) июня 1718 года стал епископом Псковским и Нарвским.
Феофан был автором «Духовного регламента» 1721 года, согласно которому патриаршество в Русской православной церкви упразднялось, верховным главой церкви провозглашался монарх, а для управления ею создавался особый орган – Святейший Правительствующий Синод, в котором императора представлял обер-прокурор. Распоряжения императора были обязательны для Синода.
Феофан Прокопович с 1722 года фактически руководил работой Синода. В своих проповедях он отстаивал правильность церковной реформы, в трактате «Правда воли монаршей» обосновывал священный характер царской власти.
Также Феофан участвовал в организации Академии наук в Петербурге. Присутствовал при смерти Петра, произнес речь во время его погребения.
25 июня 1725 года стал архиепископом Новгородским и занимал эту кафедру до конца жизни.
В послепетровское время положение Феофана Прокоповича стало шатким. Многие иерархи русской церкви были недовольны проводимой им политикой. В тайной канцелярии было начато расследование по подозрению его в ереси. Однако с воцарением Анны Иоанновны Феофану Прокоповичу удалось значительно укрепить свои позиции. Он стал одним из тех, кто поддержал императрицу в отказе от предложения Верховного тайного совета подписать «Кондиции», которые ограничили бы императорскую власть. Анна не забыла этого и всегда благоволила к Феофану Прокоповичу.
Теперь уже он руками тайной канцелярии расправлялся со своими оппонентами. Были арестованы, подвергнуты допросам и пыткам и брошены в темницы архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков), лишены сана и сосланы в монастыри митрополит Коломенский Игнатий (Смола), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский-Волынец), архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) и другие.
Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736 года. Похоронен в Софийском соборе Великого Новгорода
Феофан Прокопович. Гравюра на дереве. Середина XVIII в.
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Один из самых образованных людей в России того времени, Феофан Прокопович был хорошо знаком с идеологией Реформации и разделял принципы нарождающейся европейской науки Нового времени. Он был лично знаком с рядом протестантских богословов Германии. Многие современники не без оснований обвиняли его в прямом исповедании протестантизма. Подобные взгляды Феофана Прокоповича сделали его искренним и ревностным сторонником церковной реформы Петра I.
Яркий публицист, блестящий мастер полемики, он сыграл важную роль как в теоретическом обосновании нового устройства Русской православной церкви, так и в практической реализации реформы. Феофан поддерживал концепцию превосходства светской власти над духовной, отстаивая ее не только средствами риторики, но и подчас жесткими административными методами.
О чем надо знать
Феофан Прокопович внес значительный вклад в развитие русского образования и культуры. Он написал более семидесяти трудов различных жанров. Помимо богословских и церковно-политических трактатов, ему принадлежат исторические сочинения (среди них «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора российского»), учебные трактаты по поэтике и риторике.
Писал стихи на русском, польском и латинском языках. Хотя при жизни как поэт он был мало известен, Феофан Прокопович повлиял на дальнейшую литературную традицию. В сатирической поэзии его продолжателем стал Антиох Кантермир, а стихотворение «Епиникион, то есть песнь победная» стало первым в русской поэзии образцом торжественной оды на военную победу.
Прямая речь
«Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству, добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, – противно и желанию и чаянию скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй в жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалобы и сердоболия, которые утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже если великие его таланты, действия и дела воспомянем, еще вяще утратою толикого добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно». Феофан Прокопович «Слово на погребение Петра Великого».
«…Что обязательно должно содержать всякое поэтическое произведение, – это мастерство стихотворного размера, или ритм речи, по определенному правилу, без чего также нельзя называться поэтом. Эзопу, Лукиану, Апулею, даже самому Цицерону в его диалогах и многим другим не хватает только одного, чтобы носить название поэтов, а именно – стихотворной формы. Ведь все, кто излагают свои чувствования в диалогизмах, явно пользуются поэтическим подражанием, так как они рисуют беседующих между собой лиц, изображая их разнообразные душевны ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||