Николай Каретников
28 июня 1930 года родился Николай Каретников, композитор-авангардист.
Личное дело
Николай Николаевич Каретников (1930-1994) родился в Москве в артистической семье: его отец был артистом Московской оперетты, преподавал вокал, бабушка — оперная певица Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, выступала в Императорской опере. Пела вместе с Фёдором Шаляпиным, написала популярную среди вокалистов книгу «Пение в ощущениях».
Николай учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой, по окончании которой продолжил образование в Московской консерватории. Окончил консерваторию по классу композиции в 1953 году. В том же году написал ораторию «Юлиус Фучик», принесшую ему первую известность
В 1957 году в Москву приехал канадский пианист Гленн Гульд, исполнивший сочинения Шёнберга и Берга. Знакомство с творчеством этих композиторов оказало решающее влияние на всю последующую жизнь Каретникова – он стал убежденным приверженцем Новой венской школы, на основе которой выработал свой собственный стиль.
В том же году композитор пришел к православию. Его первым пастырем был отец Николай Голубцов, который также в свое время был первым пастырем и отца Александра Меня.
В конце 1950-х Каретников вошёл в кружок музыкантов-авангардистов, открывших для себя додекафонию (техника композиции на основе 12-тонового ряда). После этого он отказался почти от всех своих произведений, написанных до 1959 года, положив началом своего творческого пути Третью Симфонию (1959).
Если созданный в 1956 году ранний балет Каретникова «Геологи», поставленный в Большом театре Владимиром Василёвым и Натальей Касаткиной, был достаточно тепло встречен публикой и критиками, то поставленный там же в 1962 году его балет «Ванина Ванини» и последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись.
«Неприятности начались в шестьдесят втором. Какое-то время я держался, надеялся, еще не оценивая серьезности ситуации, в которой оказался. Тратил нервы, пытался пробить стену всеобщего умолчания, образовавшуюся после постановки балета «Ванина Ванини». К началу шестьдесят пятого последние надежды рассеялись. Отчаяние стало полным», - вспоминал композитор.
Отдалившись от официальных течений музыкальной жизни, Каретников ушел во «внутреннюю эмиграцию». До второй половины 1980-х источником средств к существованию для него стало написание музыки для кино и театральных постановок.
Параллельно с середины 1960-х и до конца 1980-х годов Каретников работал над двумя масштабными произведениями, ставшими вершиной его творчества,
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||