Человек дня: Владимир Якунин
30 июня 1948 года родился Владимир Якунин, бывший президент ОАО «РЖД».
Личное дело
Владимир Иванович Якунин (72 года) родился в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком пограничных войск, мать — бухгалтером. До 14 лет жил в Эстонии, в Пярну, где служил отец. В 1964 году семья переехала в Ленинград. Там Якунин окончил школу (1966) и Ленинградский механический институт (1972) по специальности «инженер-механик». Поначалу работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.
В 1975—1977 годах служил в армии. С 1977 по 1982 годы работал инженером и старшим инженером управления комитета по внешнеэкономическим связям Совмина СССР.
Затем до 1985 года был начальником иностранного отдела Физико-технического института имени Иоффе. В 1985—1991 годах Якунин трудился в США — был вторым, затем первым секретарем постпредства СССР при ООН, состоял в комитете по мирному использованию космоса.
После возвращения на родину в 1991 году познакомился с Владимиром Путиным. По собственному признанию, предложил Смольному «создать на базе закрытого за ненадобностью Дома политпросвещения [КПСС> первый в городе бизнес-центр». «Работавший в городской мэрии Владимир Путин поддержал нашу идею, помог с ее реализацией», — вспоминал Якунин.
Участвовал в создании банка «Россия», вошел в его совет директоров. Кроме того был представителем администрации Петербурга в совете директоров Балтийского морского пароходства, членом совета директоров ЗАО «Европа-Отель».
В 1991 году совместно с Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным основал НПП «Кварк». В 1992 году «Кварк» и фирма «Белестра АГ» из Цюриха учредили совместное предприятие «Бикар». В 1992—1997 годах Якунин был генеральным директором «Бикара». Компания имела лицензию на торговлю, прокат и лизинг технических средств, деятельность, связанную с недвижимостью и другую.
В 1993 году был соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», которое позднее вошло в число акционеров банка «Россия».
В ноябре 1996 года был соучредителем дачного кооператива «Озеро» в Ленинградской области. Другими соучредителями выступили: Владимир Путин, Владимир Смирнов (председатель кооператива, в 2000 году стал главным поставщиком продуктов для Управделами президента, в 2002 году стал главой ОАО «Техснабэкспорт» — монополиста в области поставок для атомной промышленности), Юрий Ковальчук (ныне — председатель совета директоров банка «Россия», совладелец «Национальной медиагруппы» — Первый канал, Пятый канал, «Известия», «Русская служба новостей»), Андрей Фурсенко (в 2004—2012 годах — министр образования, с 2012 года — помощник президента России), Сергей Фурсенко (в 2010—2012 годах — президент РФС, ныне глава «Национальной медиагруппы»), Виктор Мячин (в 1999—2004 годах — гендиректор банка «Россия», затем руководитель инвестиционной компании «Аброс»), Николай Шамалов (совладелец банка «Россия»).
В 1997—2000 годах работал в Главном контрольном управлении президента РФ: был начальником Северо-Западной окружной инспекции. С 1997 года этим управлением руководил Путин, с 1998-го — Николай Патрушев.
С начала нулевых работал в Москве. В 2000—2002 годах был замминистра транспорта, отвечал за развитие торгового флота и работу морских портов. Министерство в то время возглавлял Сергей Франк, который знал Якунина по работе в совете директоров Балтийского морского пароходства. Ныне Франк — гендиректор государственной судоходной компании «Совкомфлот» и председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации».
В 2001 году Якунин возглавил совет директоров ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство — крупнейшая в стране судоходная компания на Черном море), в январе 2002 года был избран председателем совета директоров ОАО «Восточный порт» (Находка Приморского края).
В феврале 2002 года был назначен первым заместителем министра путей сообщения. По данным СМИ, в то время также возглавлял совет директоров «Транскредитбанка».
В 2003 году был утвержден в должности первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги», в компании курировал финансово-экономический блок. В 2004 году был избран главой совета директоров ЗАО «Компания Транстелеком».
14 июня 2005 года по распоряжению главы правительства Михаила Фрадкова был назначен президентом ОАО «РЖД». В 2008, 2011 и 2014 годах переназначался на новый срок.
После отставки с поста главы РЖД в августе 2015 года занялся общественной и коммерческой деятельностью. Якунин — сооснователь исследовательского института «Диалог цивилизаций», также в апреле 2016 года он зарегистрировал консалтинговую компанию «Бридженс».
Якунин женат на своей однокласснице Наталье. По профессии она инженер, ранее была членом совета директоров ЗАО «Миллениум банк». Затем возглавила благотворительный проект «Святость материнства». У Якуниных двое сыновей.
Старший Андрей живет в Лондоне, потому что, по словам главы РЖД, не хочет, чтобы его детей в школу сопровождала охрана. По словам Якунина-старшего, своей работой сын старается «внести вклад в развитие отношений между Россией и Европой». Младший сын Виктор с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor. Живет с семьей в Санкт-Петербурге.
Чем знаменит
Владимир Якунин
Владимир Якунин в 2005—2015 годах возглавлял ОАО «Российские железные дороги». За десять лет руководства монополией провел организационную реформу, в ходе которой были выделены пригородные пассажирские компании, а также предприятия в сфере ремонта и обслуживания подвижного состава. При этом региональным пассажирским компаниям (пригородным) и Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) достались лишь вагоны. Услуги локомотивной тяги и диспетчеризации остались за РЖД (в собственности монополии находятся пассажирские и грузопассажирские локомотивы, обслуживающие их депо и локомотиворемонтные заводы, а также пути).
В феврале 2015 года Счетная палата пришла к выводу, что Минтранс и РЖД сорвали сроки структурной реформы на железнодорожном транспорте, на семь лет опоздав с созданием пригородных пассажирских компаний (частично реформа была завершена в 2012 году). При этом в РЖД, согласно результатам проверки палаты, так и не разработали совместных с регионами мер по сокращению убытков пригородных пассажирских компаний.
В августе 2015 года Якунин лишился своего поста.
В декабре 2009 года была открыта скоростная линия Москва — Санкт-Петербург, по которой начали ходить поезда «Сапсан» производства немецкой Siemens. Летом 2010 года открылась скоростная линия между Москвой и Нижним Новгородом на поезде «Сапсан». Маршрут является частью проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Владимир — Нижний Нов ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||