Человек дня: Вера Мухина
1 июля 1889 года родилась Вера Мухина, скульптор, народный художник СССР.Личное дело
Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953) родилась в Риге в состоятельной купеческой семье. Когда Вере было два года, ее мать умерла от туберкулеза, и отец отвез девочку в Феодосию, где и прошло ее детство. Веру и ее сестру Марию Девочек воспитывала подруга матери А.С. Соболевская. Заниматься изобразительным искусством Мухина начала еще в Феодосии. Переехав после смерти отца в Курск, она продолжила занятия. Окончив в 1909 году гимназию, Вера отправилась в Москву, где училась живописи в студиях Константина Юона, Ивана Дудина и Ильи Машкова. В 1912 году в Париже в течение двух лет занималась в мастерской скульптора Эмиля Бурделя. Занималась также рисунком в частной школе Ф. Коларосси, посещала Академию изящных искусств, в течение трех месяцев изучала кубистический метод искусства в академии La Palette у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Совершила двухмесячное путешествие по Италии.
Во время Первой мировой войны Мухина работала медсестрой в военном госпитале. В годы войны создала скульптурные работы: «Портрет сестры», «Портрет В.А. Шамшиной», монументальную композицию «Пиета». Участвовала в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам того же театра: «Наль и Дамаянти», «Ужин шуток» С. Бенелли и «Роза и крест» А. Блока. В 1918 году вышла замуж за военного хирурга Алексея Замкова, впоследствии ставшего известным медиком.
С 1919 года работала в артели «Монолит», была членом общества «Четыре искусства», с 1926 года вступила в Обшество русских скульпторов. В 1920 году у Веры Мухиной родился сын Всеволод. В 1926-1927 годах вела классы лепки в Художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки в Москве. С 1927 года преподавала скульптуру во Вхутеине. Выполнила скульптуры «Ветер» (1926-1927), «Женский торс» (дерево; 1927), «Крестьянка» (1927), за которую на Юбилейной выставке к Х-летию Октября была удостоена первой премии и заграничной поездки. В 1928 году отправилась в Париж, где посещала мастерские О. Цадкина, К. Бранкузи, X. Орловой, Ж. Липшица и других.
В 1928 – 1930 годах участвовала в оформлении советских экспозиций на международных выставках в Кельне, Дрездене и Лейпциге. В 1930 году вместе с мужем отправлена в административную ссылку в Воронеж, где работала над оформлением Дворца культуры. Из воронежской ссылки семью вызволил А. М. Горький. В 1932 году Мухина вместе с Л.А. Бруни и В.А. Фаворским работала над интерьерами Музея охраны материнства и младенчества в Москве. В 1936 году для оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже создает скульптурную группу «Рабочий и колхозница», которая получила гран-при выставки.
В 1938 году работала над эскизами монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста. В 1941 году получила государственную премию СССР за скульптурную группу Рабочий и колхозница. После начала войны была эвакуирована на Урал, в Москву вернулась в 1942 году. В 1943 году удостоена звания народного художника СССР и Государственной премии СССР за портреты Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка. Оформила спектакль «Электра» Софокла в театре имени Евгения Вахтангова. В 1945 году представила проект памятника Петру Чайковскому (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории). В 1946 году была удостоена Государственной премии СССР за скульптурный портрет академика А.Н. Крылова. В 1947 году Вера Мухина была избрана членом Академии художеств СССР и стала членом ее президиума.
Умерла Вера Мухина в Москве 6 октября 1953 года.
Чем знаменита
Источник: Фотоархив журнала Огонек
Наиболее известна созданная Верой Мухиной монументальная группа «Рабочий и колхозница», ставшая одним из символов СССР. Она выполнена из нержавеющей стали, высота скульптуры около 25 метров, вес 185 тонн. Изначально постаментом для нее стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б. Иофаном. Источником вдохновения для скульптора послужила знаменитая античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. В Париж и обратно монумент перевозили в разобранном виде на специальном поезде. В Москве памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). При этом постамент оказался почти в три раза ниже, чем первоначальный павильон, что нарушало замысел Мухиной. В 2003 – 2009 годах монумент был разобран для реставрации, после которой занял место на специально сооруженном павильоне-постаменте, в общих чертах повторяющем оригинальный павильон Иофана 1937 года. Внутри павильона был открыт музей, в котором представлена история создания «Рабочего и колхозницы».
Среди других значительных работ Веры Мухиной декоративная группа «Хлеб» (1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде и Москве, портрет полковника Б.А.Юсупова (1942, Третьяковская галерея), памятник П. И. Чайковскому в Москве (1954), надгробия сына Горького М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940–1941) на Новодевичьем кладбище.
О чем надо знать
Легенда приписывает Вере Мухиной создание знаменитого граненого стакана. Мухина действительно много лет была консультантом Опытного завода при экспериментальном Институте стекла в Ленинград, ей принадлежит ряд художественных работ, выполненных из стекла. Она могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений ее работы над граненым стаканом не существует.
Первые советские граненые стаканы были выпущены в 1943 году на заводе в Гусе-Хрустальном. Подобные стаканы выпускались и до революции, но у стаканов нового образца граненая поверхность не занимала всю высоту стакана, а в верхней части было оставлено гладкое кольцо. Отличие дореволюционных граненых стаканов от стаканов 1943 года можно увидеть на картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918). В некоторых источниках соавтором Мухиной в создании стакан называется Казимир Малевич, что совсем невероятно, так как Малевич умер в 1935 году. По некоторым источником, Мухина действительно создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР, но молва по ошибке приписала ей создание стакана.
Прямая речь
«Затронули совершенно справедливо чрезвычайно больной для меня вопрос о постановке парижской статуи на ВСХВ. Должна сказать, что нет ни одного человека, который не бросил бы мне упрека: тов. Мухина, почему Вы это допустили? И мне остается только беспом ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||