Человек дня: Анатолий Эфрос
3 июля 1925 года родился Анатолий Эфрос, советский режиссер театра и кино, педагог. Личное дело
Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя — Натан Исаевич Эфрос, 1925—1987) родился в Харькове в семье служащих авиационного завода. Его отец работал конструктором, мать — техническим переводчиком. В годы войны семья эвакуировалась с заводом в Пермь, где Анатолий работал слесарем. С детства увлеченный театром, после окончания школы он поступил в актерскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, также находившемся в эвакуации.
В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. После окончания работал режиссером Рязанского драматического театра в 1951-1953 годах. Затем перешел в Центральный детский театр (ныне — Молодежный театр), где был главным режиссером. Поставил в театре «недетские» пьесы Виктора Розова «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашенные Эфросом молодые Олег Табаков и Лев Дуров, и здесь, по словам А. Смелянского, в середине 50-х и началось возрождение российского театра.
В 1963 году принял предложение возглавить театр Ленинского комсомола (Ленком). Спектакли Эфроса сделали известными Валентина Гафта, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Михаила Державина, Александра Ширвиндта, Ольгу Яковлеву и многих других. Здесь же Эфрос впервые обратился к классике - на сцене театра шли «Чайка», «Три сестры», булгаковский «Мольер» (все — 1966 год).
В 1967 году «Трех сестер» запретили, а Эфроса перевели в Драматический театр на Малой Бронной в качестве «очередного режиссера». Вместе с ним Ленком покинули десять актеров-единомышленников. Первым спектаклем, поставленным Эфросом в театре на Малой Бронной вновь стали «Три сестры». Эта работа также была запрещена, как и спектакль «Обольститель Колобашкин» по пьесе Эдварда Радзинского. Чтобы избежать запретных современных тем, режиссер начал ставить спектакли о вечном — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Дон Жуан», «Тартюф», тургеневский «Месяц в деревне» и другие. Современные пьесы редко попадали в его репертуар: «Счастливые дни несчастливого человека» Алексея Арбузова, «Человек со стороны» Игнатия Дворецкого, «Эшелон» Михаила Рощина. Возглавлявший театр на Малой Бронной А.Дунаев не мешал Эфросу создавать свой театр внутри Театра, так что в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера.
В 1984 году, после того, как Юрий Любимов был лишен гражданства и вынужден был покинуть страну, Эфрос принял руководство Театром на Таганке. В ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно. Нового режиссера в театре приняли прохладно, некоторые актеры демонстративно покинули труппу, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник».
13 января 1987 года режиссер скончался от инфаркта, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Чем знаменит
Эфроса уже при жизни признавали классиком режиссуры и ставили в один ряд со Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым. Каждая новая постановка становилась сенсацией для театральной публики. Также он открыл русский театр иностранному зрителю: поставил Чехова и Булгакова в Японии и США. С середины 1970-х приобрел репутацию опального режиссера: его обвиняли в искажении классики, некоторые спектакли запрещали, находя в них социально-политический подтекст.
О чем надо знать
Анатолий ЭфросБудучи в эмиграции, Любимов обвинил Эфроса, согласившегося занять его место, в том, что тот забыл о корпоративной солидарности. Многие актеры Таганки оказались настроены против нового режиссера, несколько известных актеров демонстративно ушли из театра, остальные объявили ему бойкот. Последние театральные работы Эфроса — «На дне», «Мизантроп», «Полтора квадратных метра», «Вишневый сад», были поставлены через огромное сопротивление актеров.
Эфрос известен также как кинорежиссер. Он снял «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Борис Годунов. Сцены из трагедии», «Ромео и Джульетта» и другие картины. Фильм «В четверг и больше никогда» стал одной из лучших лент советского арт-хауса. Также писал сценарии и делал телепостановки. Кроме этого преподавал в ГИТИСе и написал несколько книг по театральному искусству — «Репетиция — любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального рассказа», «Книга четвертая».
Прямая речь
«Наташа постояла, а потом, смочив в воде палец, лизнула его. Это залив, вода совершенно пресная. Мы растерянно побрели обратно. Вышли на аккуратное узенькое шоссе. Какая-то милая женщина катила детскую коляску.
— Скажите, пожалуйста, где здесь море?
Женщина подозрительно посмотрела на нас и показала рукой в сторону соснового бора. Мы прошли этот бор и уже где-то на середине пути стали слышать море. Бор кончился песчаным холмом, по нему были положены доски. Мы сняли обувь и по этим доскам взошли на вершину холма. Тут-то и увидели море. Оно было совсем не такого цвета, как залив. Тот был сероватый, серебристый, а море — темно-голубое. А потом, оно бушевало. Глядя на него, смешно было вспоминать, что мы приняли залив за море.
Море гремело и бушевало, а люди на берегу казались мошками. Они боязливо приближались к воде и отскакивали. Сверху казалось, будто какое-то мушиное войско атакует море, но море свободно отбрасывает это смешное войско. И еще море ослепляло.
Я давно не был на море и забыл, как оно ослепляет. Было так прозрачно, так красиво, что нельзя было не улыбаться. Мы стояли молча и улыбались. Море делает тебя маленьким, но это совершенно не обидное чувство. Ты легко соглашаешься с тем, что ты маленький, а море — большое. Море возвращает тебе детство». Из «Книги четвертой»
5 фактов об Анатолии Эфросе
- Был женат на театральном критике Наталье Крымовой. Их сын Дмитрий Крымов — театральный художник и режиссер.
- Первой самостоятельной постановкой Эфроса стал спектакль «Прага остается моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году.
- Эфрос воспитал плеяду известных актеров, среди которых Николай Волков, Лев Дуров, Ольга Яковлева, Леонид Броневой, Анатолий Грачев, Александр Калягин.
- В 1976 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1985 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Статья об Анатоли ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||