Правительство обсуждает повышение налогов на 400 млрд
Деньги требуются на новые стратегические инициативы
В правительстве обсуждается так называемая донастройка налоговой системы, которая должна приносить в бюджет дополнительно 400 млрд руб. ежегодно в 2022–2024 гг. Об этом «Ведомостям» рассказал высокопоставленный федеральный чиновник, информацию подтвердили два близких к правительству источника, знакомых с ходом обсуждения на заседании бюджетной комиссии 1 июля.
Весь комплекс, по словам собеседников «Ведомостей», включал следующие меры. Более 100 млрд руб. должно принести повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли. Причем, как уточнил высокопоставленный федеральный чиновник, подразумевается усиление нагрузки в том числе на те виды сырья, которые в прошлом году не подпали под повышение НДПИ, в частности на драгметаллы. Около 90 млрд руб. сгенерируют корректировка и расширение режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли. Еще примерно 100 млрд обеспечит совершенствование системы уплаты акцизов. В нее может войти, в частности, либо улучшение администрирования, либо введение новых сборов. Речь идет прежде всего о некоторых видах алкоголя, а также о сахаросодержащих напитках. Остальные деньги – также около 100 млрд – принесет донастройка налогообложения состоятельных физлиц и другие меры.
По словам источников, концепция была представлена в общих чертах, без конкретизации ставок или видов продукции, которая может подпасть под повышение налогов. Окончательное решение на заседании комиссии принято не было. Ключевой момент, по словам одного из собеседников, что войдет в протокол. Более детализированные проектировки будут производиться в зависимости от того, какие поручения сформирует правительство, уточнил источник. Далеко не факт, что дело дойдет до реального повышения налогов, по крайней мере по всем четырем направлениям, подчеркнул собеседник. Более того, вряд ли оно будет односторонним – с высокой долей вероятности будут предусмотрены определенные преференции за вклад в экономику в том или ином виде, резюмировал он.
Другой источник «Ведомостей», близкий к правительству, добавил, что поскольку на данный момент Госдума в отпуске, целесообразно не столько формировать конкретные законопроекты и их обоснования, сколько определиться с видением налоговой политики. Фактически обсуждаемый на бюджетной комиссии комплекс – фрагмент, который может войти в будущий проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина на следующие три года. Этот документ предваряет и образует основу для составления проекта бюджета и необходимых для него законопроектов.
Представители аппарата правительства и Минэнерго переадресовали запрос «Ведомостей» в Минфин. Представитель Минфина заявил: «Говорить о конкретных бюджетных параметрах на ближайшую трехлетку сейчас преждевременно. На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса». Представитель Минэкономразвития сообщил, что на заседании бюджетной комиссии обсуждались вопросы обеспечения сбалансированности бюджета.
Он добавил, что в ведомстве не разделяют фронтального сокращения госрасходов без предварительного анализа и не видят необходимости в ужесточении бюджетной политики. На фоне восстановления экономики макроэкономические показатели будут улучшены, что послужит базой для повышения оценки доходов бюджета, пояснил собеседник «Ведомостей». Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».
Источники «Ведомостей» уточнили, что действительно налоговый комплекс рассматривался в контексте поиска источников финансирования для расходов бюджета в следующем году. В частности, обсуждалось, каким образом обеспечить деньгами так называемые стратегические инициативы правительства – комплекс новых прорывных проектов. Как уточнил федеральный чиновник, фактически речь шла о том, «находим ли мы дополнительные доходы на эти инициативы, отказываемся от их части или секвестируем уже утвержденные расходы бюджета в составе других направлений».
Новая стратегия социально-экономического развития предполагает работу над проектами по пяти крупным блокам: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система». В лонг-лист входило 125 проектов общей стоимостью несколько десятков триллионов рублей с учетом частных инвестиций, в список отобранных Министерством экономического развития вошло 38 инициатив за 5,6 трлн руб., которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов, писали «Известия» со ссылкой на источники.
В режиме донастройки
«Многие из упомянутых фискальных инициатив уже обсуждались, но в комплексе это выглядит как «фронтальное повышение налогов» – если до кого-то не добрались в 2021 г., доберутся в 2022-м, заявил «Ведомостям» президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. По расчетам Vygon Consulting, доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке российских нефтегазовых компаний варьируется от 40 до 60%, а горнорудных – одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%.
Данные публичной финансовой отчетности крупнейших компаний отраслей за 2020 год, отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, демонстрируют, что доля налогов в финансовом результате нефтяных компаний составляет в среднем 87% («Роснефть» – 87%, «Лукойл» – 85%, «Газпром нефть» – 86%), в газовой отрасли – 66% («Газпром» – 68%, «Новатэк» – 54%), в горнорудной и металлургической отрасли – 18% («Норникель» – 15%, «Мечел» – 23%, НЛМК – 19%), в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 27% («Алроса» – 38%, «Полюс Золото» – 19%), в банковском секторе – 25% (Сбербанк – 23%, ВТБ – 16%). При этом, отмечает он, доходность компаний этих отраслей несопоставима: средняя рентабельность EBITDA за 2020 г. по нефтяным компаниям – 16%, в газовой отрасли – 22%, в горнорудной и металлургической отрасли – 34%, в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 59%, в банковском секторе – 39%.
В 2020 г. правительство уже приняло комплекс мер по выравниванию налоговой нагрузки – в частности, в 3,5 раза были увеличены ставки НДПИ для предприятий черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений. Также был пересмотрен режим НДД для нефтяной отрасли – в частности, временно повышен НДПИ по ряду месторождений, а также отменены некоторые льготы на добычу энергоресурсов. Впрочем, фактического повышения налогов некоторым предприятиям частично удалось избежать. Металлургические и химические проекты, запущенные с применением соглашений о защите и поощрении капиталовложений, исключили из периметра повышения НДПИ, а из планов корректировки НДД были исключены определенные группы месторождений. Кроме налогов на крупный бизнес в ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||