Год науки и технологий: цели, задачи и промежуточные результаты их реализации
Мария Шувалова
bloomua / Depositphotos.com 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий (в соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2020 г. № 812). Его провед
1c70
ение преследует три главные цели:
- привлечение талантливой молодежи в сферу науки и технологий. Достичь эту цель предполагается путем, в частности, демонстрации молодым людям возможностей для самореализации в науке, востребованности профессии ученого и перспектив исследовательской карьеры в стране, а также изменения отношения к ученым в массовом сознании – образ ученого должен стать более современным и привлекательным;
- повышение вовлеченности профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ. Планируется показать нацеленность государства на решение конкретных вопросов, волнующих профессиональное сообщество: о мерах поддержки, улучшении материально-технической базы организаций, возможности создания новых научных коллективов и лабораторий и др.
- формирование у граждан представления о реализуемых в настоящее время государством и бизнесом инициативах, а также о достижениях в области науки и технологий. В доступной для массовой аудитории форме предполагается рассказывать о ключевых достижениях отечественной науки, современных отечественных разработках и о том, как они могут повлиять на качество жизни, об участии технологического бизнеса в решении значимых государственных задач и запросов общества.
Каждый месяц текущего года посвящен конкретному направлению исследований. Темой января была химия, февраля – ядерная физика, марта – новая медицина (ключевым событием месяца стало открытие производственной площадки по изготовлению третьей российской вакцины против COVID-19 – КовиВак), апреля – освоение космоса, мая – обеспечение безопасности в условиях новых вызовов и угроз, июня – новые производственные технологии и материалы.
Тема июля – связанность территорий и освоение пространства. Напомним, обеспечение связанности территории страны путем создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики – один из приоритетов, установленных Стратегией научно-технологического развития РФ. Среди новейших технологических достижений в этой области – создание атомных электростанций малой мощности для обеспечения тепловой и электроэнергией населенных пунктов и предприятий, не подключенных к сетям тепло- и электроснабжения (в прошлом году в промышленную эксплуатацию была сдана первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция Академик Ломоносов), создание беспилотного транспорта: автомобилей, электропоездов, дронов для доставки грузов, производство железнодорожного и авиатранспорта нового поколения: высокоскоростных поездов и сверхзвуковых пассажирских самолетов с низким уровнем шума, разработка цифровых платформенных решений для транспорта, города в целом, телемедицины и др. Так, например, генеральный директор – председатель правления ОАО РЖД Олег Белозёров (компания – ключевой партнер мероприятий июля в рамках Года науки и технологий) сообщил, что на данный момент апробация беспилотных электропоездов Ласточка вышла уже на третий уровень – когда поезд фактически едет сам, а машинист исполняет роль оператора системы управления. Планируем пройти путь до окончательного внедрения, что предполагает решение таких обязательных вопросов, как сертификация и подтверждение особых условий безопасности при эксплуатации таких поездов, в течение ближайших двух лет, – сообщил он. – Поезд, применяя искусственный интеллект и искусственное зрение, обнаруживает и идентифицирует препятствия лучше, чем машинист, мы это выявили и понимаем преимущества движения такого состава. Уверены в том, что только автоматизированное движение позволит улучшить экономику и безопасность российских железных дорог.
Кроме того, в ближайшие годы планируется перевести на новый уровень высокоскоростное движение: до конца 2027 года могут быть созданы поезд, развивающий скорость 360-400 км/ч, и вся необходимая для его эксплуатации инфраструктура – разработкой занимается инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (совместное предприятие ОАО РЖД и АО Синара-Транспортные Машины). А уже на 2024 год запланирован запуск первого поезда на водородном топливе, с 2025 по 2030 год сети пригородного сообщения планируется пополнить 20 такими составами.
Еще одно важное направление в области связанности территорий – обеспечение качественной и безопасной связи, в том числе с помощью применения квантовых технологий. В июне текущего года бы запущен отрезок квантовой телефонной сети между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 700 км, первый видеозвонок по этой защищенной квантовой линии совершен 8 июня. К 2024 году согласно дорожной карте развития высокотехнологичной области квантовые коммуникации, за реализацию которой отвечает ОАО РЖД, протяженность квантовых сетей в России составит 7 тыс. км. За ограниченный промежуток времени Россия вырвалась в лидеры по использованию квантовых сетей. Созданная линия протяженностью 700 км – крупнейшая на сегодня в Европе, в мире – на втором месте. Технологии применяются исключительно российские. Для чего это нужно железной дороге? Железная дорога в традиционном восприятии – это перевозка грузов и пассажиров. И это должна быть защищенная безопасная перевозка, в том числе с позиции управления нашими системами. Квантовые технологии – это абсолютно новый уровень защищенности, новая доверенная среда, кот ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||