Человек дня: Марина Голдовская
15 июля 1941 года родилась Марина Голдовская, кинорежиссер-документалист.
Личное дело
Марина Евсеевна Голдовская (80 лет) родилась в Москве в интеллигентной семье. Ее отец – Евсей Голдовский – был одним из крупнейших отечественных изобретателей в области кинотехники и одним из основателей Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК). Немудрено, что после окончания школы Марина решила поступать во ВГИК на операторский факультет, хотя, по ее словам, отец был категорически против этого выбора. «Тогда я спросила Маргариту Михайловну Пилихину, одну из самых знаменитых женщин-операторов, нужно ли слушать папу в этом вопросе (хотя он и был преподавателем ВГИКа). Она ответила: Не слушай. Иди. Лучше профессии нет на свете», - рассказывала Голдовская в одном из интервью.
Сразу после окончания в 1963 году кинооператорского факультета ВГИКа Марина Голдовская пришла работать в Московский телевизионный центр. Работала режиссёром и оператором документального кино в ТО «Экран». С 1963 по 1994 годы объездила всю страну: снимала шахтеров на северном плато Росвумчорр, нефтяников Казахстана, Московскую Олимпиаду 1980 года и даже побывала в советской Антарктической экспедиции.
Документалистам приходилось снимать в жестких рамках советской цензуры. По воспоминаниям Голдовской, в 1968 году, она с режиссером Никитой Хубовым снимали фильм «Ткачиха» – едва ли не первую картину только что созданного объединения «Экран». На время съемок Марина жила в общежитии ткацкой фабрики. Фактически фильм снимался скрытой камерой, спрятанной на кухне, где было окно в комнату.
«Фильм, правда, получился удивительно честный. Но такой грустный и безысходный, что его запретили. У нас было семь героинь. Талантливые, чудные девчонки. Они все приехали из деревень, потому что дома не могли найти свою судьбу. Ехали, думали: на фабрике будет жизнь, будет что-то... А там было то же самое... Они были несчастны, недовольны жизнью. Все хотели уехать куда-нибудь еще. Ничего антисоветского не было в том фильме. Просто перла серая, грустная, безысходная жизнь. Никиту выгнали с работы за эту картину. Я была оператором - с оператора взятки гладки. Я чудом сохранила три части фильма. Его сожгли», - рассказывала Голдовская.
После этого, по ее словам, она практически никогда больше не использовала скрытую камеру.
В 1966 году начала преподавать на факультете журналистики МГУ.
В 1967 году Голдовская защитила кандидатскую диссертацию во ВГИКе, в 1987 году - докторскую, получив ученую степень доктора искусствоведения.
В вышедшем в 1967 году сборнике «Правда кино и киноправда» Голдовская впервые прочитала про британского кинооператора и режиссёра-документалиста, Ричарда Ликока – одного из пионеров «прямого кино». Метод «прямого кино» - это создание кинодрамы из материала жизни. В Советском Союзе более прижилось название съемка «методом наблюдения». Голдовская одной из первых в СССР стала применять этот метод. Правда, в отличие от западных коллег, советские документалисты на тот момент не обладали необходимой техникой – ведь «прямое кино» снималось ручной камерой на пленку 16 миллиметров. «У нас не было той техники. Но когда появились 16-миллиметровые камеры, я стала снимать с рук. Таскать 35-миллиметровую камеру, которая весит 40 килограммов, невозможно. А камера весом 10 килограммов уже по силам. Мы шли параллельно. Развитие техники определяет новую эстетику», - отмечала Голдовская.
За время работы в ТО «Экран» Голдовская сняла целую галерею кинопортретов: хирурга Александра Вишневского, цирковой артистки Раисы Немчинской, актеров Олега Ефремова, Михаила Ульянова и Аркадия Райкина, нефтяника Рахмета Утесинова, директора завода Виктора Литвиненко, писательницы Анастасии Цветаевой, трехлетнего мальчика Дениса Галкина и т.д..
В 1969 году стала членом Союза кинематографистов СССР, а в 1975 - Союза журналистов СССР.
С началом Перестройки – в 1985-1986 годы - кинодокументалистика получила новую жизнь. Падение цензурных барьеров и небывалый всплеск интереса со стороны зрителей привели к тому, что документальное кино стало играть большую роль в политической и культурной жизни страны. «Это же был взрыв. Раньше для нас было проблемой свои картины показать. Я имею в виду не политические, а документальные фильмы о жизни - они никого особенно не волновали... И вдруг - очереди в кинотеатры на документальные фильмы Юриса Подниекса, Станислава Говорухина... Роль оппозиционной партии была отведена публицистике», - вспоминала Голдовская.
Фильм «Архангельский мужик» о первом российском фермере Николае Сивкове, снятый Голдовской в 1986 году, обозначил целое социальное явление, появившееся в российской жизни с началом Перестройки. В 1989 году за этот фильм Марина Голдовская получила Государственную премию СССР.
В 1989 году в кинотеатрах вышел в прокат документальный фильм Голдовской «Власть Соловецкая» - впервые за много лет после хроникально-документальной эпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная». Эта кинолента, рассказавшая страшную правду об одном из первых советских лагерей особого назначения, стала событием в российской и мировой кинодокументалистике. Устами живых свидетелей и очевидцев Голдовская рассказала одну из самых трагичных историй советской эпохи, одной из первых после Александра Солженицына открыла массовому зрителю еще одну «запретную зону». Этот фильм совершил переворот в сознании многих россиян и в отечественном документальном кино.
В 1990 году Голдовской было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1993 году она ушла из МГУ, став профессором Московского института современного искусства. В 1995 году переехала в США, получив должность профессора Киношколы университета Южной Калифорнии.
В Америке Голдовская продолжила снимать – уже в обеих странах. На материале начала девяностых ею были сделаны фильмы «Осколки зеркала» и «Повезло родиться в России».
В 1999 году вышел еще один знаменитый фильм Голдовской – «Князь» – о наследнике, пытающемся отстоять юридические права и реставрировать родовое имение своих предков, от которого остались одни руины.
В 2011 году в программе Второго всероссийского кинофестиваля «Профессия журналист» с успехом был показан документальный фильм-трилогия Голдовской «Три песни о Родине».
В том же году она завершила картину «Горький вкус свободы», посвященную журналистке Анне Политковской, убитой в 2006 году. Фильм, сделанный на основе снятых за много лет знакомства с Политковской материалов, стал продолжением картины «Вкус свободы».
В настоящее время Марина Голдовская живет и работает в США. Является членом Академии российского телевидения и Американской киноакадемии.
Марина Голдовская
kino-teatr.ru
Чем знаменита