Человек дня: Василий Зеньковский
16 июля 1881 года родился Василий Зеньковский, богослов и религиозный философЛичное дело
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) родился на Украине, в городе Проскуров (ныне – Хмельницкий) Подольской губернии в семье педагогов. Отец был смотрителем 2-классного городского училища в Ямполе, занимал пост церковного старосты. Мать также была учительницей. Сына родители воспитывали в традиционном православном духе. «Все детство было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви», - вспоминал Зеньковский.
Начальное образование Василий получил в училище, которым руководил отец. В 11 лет его отдали во Вторую киевскую гимназию, в которой преподавались классические и современные иностранные языки.
В 1900 году после окончания гимназии поступил в Императорский св. Владимира университет в Киеве и в течение 4 лет обучался на естественном отделении физико-математического факультета.
В 15-16 лет Зеньковский пережил глубокий религиозный кризис, по его воспоминаниям, связанный с чтением книг Дмитрия Писарева и Виссариона Белинского, увлеченностью идеологией народничества и занятиями естественными науками. Преодолению этого кризиса способствовало знакомство с трудами Иммануила Канта и Владимира Соловьёва (последний оказал влияние на воззрения Зеньковского на протяжении всего его творческого пути), а также с произведениями великих русских писателей - Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Также преодолению духовного кризиса способствовало изучение богословия, чтение трудов отцов и учителей Церкви. В 1902 году Зеньковский вернулся в лоно церкви. Тогда же он написал большую работу о Гоголе, которого называл «пророком православной культуры».
Начиная с 1902 года принимал участие в заседаниях Психологической семинарии (семинара) при университете св. Владимира, подготовившей целую плеяду философов, психологов и педагогов. Выступал с докладами «Этическая система Герберта Спенсера» (в 1901/02 уч. г.), «О монизме у Эббингауза» (1904), «Обоснование этики трансцендентального идеализма» (1907).
В 1904 году, сдав практически все экзамены, «кроме государственных», Зеньковский перевелся на историко-филологический факультет университета. Уже в студенческие годы написал ряд работ по психологии и философии; особое место среди них занимает статья «Платон в истолковании Наторпа» (1908) - о новом понимании платонизма с позиций кантианства. Вместе с С. Н. Булгаковым издавал религиозную. и одновременно «левую» газету «Народ».
В 1908 году стал одним из учредителей и заместителем председателя, а в 1911 — председателем Киевского религиозно-философского общества.
По окончании в 1909 году университета Зеньковский был оставлен для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. В начале 1912 года сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента читал лекции по психологии в университете св. Владимира
Читал курсы по философии и психологии на вечерних женских курсах и в нескольких киевских гимнаpиях. Был директором киевского Института дошкольного воспитания.
В 1913 году Зеньковский уехал для продолжения образования в Германию, где дописывал магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». Там его и застало начало Первой мировой войны. С трудом, после целого ряда приключений, во время которых часть рукописи его диссертации была потеряна, Зеньковский через Скандинавию пробрался в Россию и вернулся в Киев.
По возвращении вел курсы по психологии и логике на историко-филологическом факультете университета св. Владимира. «Читал он с увлечением, местами вдохновенно. Специальная психологическая эрудиция его была огромна. Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку», - писал в своих воспоминаниях В. Ф. Асмус.
В апреле 1915 года в Московском университете Зеньковский защитил магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». В 1916 году стал экстраординарным профессором Киевского университета по кафедре психологии.
Как многие представители российской интеллигенции, Зеньковский с воодушевлением встретил Февральскую революцию 1917 года. В статье «На новом пути» он писал: «На долю нашего поколения выпала счастливая судьба быть свидетелями глубочайшего переворота в нашей стране. Старый строй отошел навсегда в прошлое, распался во всех своих скрепах».
С мая по октябрь 1918 года Василий Зеньковский занимал в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского пост министра исповеданий, в ведение которого входили вопросы, связанные с финансированием Церкви и духовных учебно-образовательных заведений. Он считал необходимым, чтобы высшая церковная власть согласовывала свои действия с правительством и объяснял свое согласие занять этот пост желанием послужить христианству и налаживанию украинско-русских отношений. «Тогда я не сознавал, каким роковым для всей моей жизни был этот шаг... Я знал, что иду на жертву... но не представлял себе все-таки, как велика будет жертва...», - писал он впоследствии.
В сложной церковно-политической и общественной ситуации, сложившейся в тот период на Украине после убийства митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), Зеньковский был против избрания нового митрополита Киевского на епархиальном собрании. Он выступал за созыв Всеукраинского Православного Церковного Собора, на котором, по его мнению, следовало избрать первосвятителя Украинской Церкви, а также рассмотреть вопрос об ее автономизации как меры, которая должна была предотвратить «автокефалию» украинской церкви.
По избрании на епархиальном собрании митрополитом Киевским Антония (Храповицкого), пытался помешать утверждению этого решения Патриархом Тихоном. И даже после положительной резолюции Патриарха, считал это избрание незаконным. В свою очередь письма митрополита Антония гетману Скоропадскому с жалобой на притеснение Церкви со стороны министра исповеданий стали одной из причин отставки Зеньковского. На этом посту его сменил Лотоцкий, который ввел автокефалию Украинской Церкви.
В 1919 году Зеньковский эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где получил должность профессора на богословском и философском факультетах Белградского университета. Читал курсы общей психологии, логики и теории познания, истории древней и новой философии. С 1921 года был членом белградского кружка преподобного Серафима.
В конце 1922 года переехал в Прагу, получив должность профессора экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге. Со временем стал директором этого института.
В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.
С августа 1925 года н ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||