Парализованный Запад и энергичный Киев
Я разговаривал с дипломатами и журналистами, с политиками и экспертами и с удивлением отмечал, что все они абсолютно уверены, что это блеф и никто ничего строить не будет.
По их мнению, решение о «потоках» было чисто информационной кампанией, призванной сделать Украину более уступчивой в вопросе возврата долгов за потреблённый и неоплаченный, а также за незаконно отобранный из трубы газ.
Кроме того, в это время шли сложные переговоры по подготовке так называемого Большого украинско-российского договора, подписанного в мае 1997 года. Мои собеседники считали, что и в этом вопросе Россия хочет выдавить из Украины уступки «блефом» с потоками.
Я обращал внимание собеседников на то, что «Газпром» — крупная компания, активно работающая на мировом рынке и дорожащая своей репутацией. Поэтому, говорил я, вряд ли он будет делать официальные заявления подобного рода, не имея намерения их реализовать. Ведь они влияют на биржевые котировки далеко не одних только энергетических компаний (в подобном проекте участвуют тысячи производств, все они весь период осуществления проекта хорошо зарабатывают, их капитализация, соответственно, растёт и т.д.).
Если окажется, что «Газпром» блефовал, его последующим заявлениям также не будут верить. А это, в конечном счёте, принесёт серьёзные убытки компании и её акционерам, главный из которых — государство Россия. Значит, в любом случае Кремль бы поправил газовиков, если бы они решились безоглядно блефовать.
Ты не понимаешь, говорили мне. Проект согласуют, деньги выделят, распилят, ничего не сделают, потом тему тихо свернут, и все будут довольны. А если всё-таки построят, спрашивал я, вы понимаете, что после этого украинская ГТС будет самой большой грудой металлолома в мире? Ещё её можно будет использовать как памятник глупости и самоуверенности. И всё, больше она ни на что не б
2000
удет годна.
Но никто не хотел задумываться. Тогда интернета ещё практически не было, и сейчас невозможно восстановить в информационном пространстве дискуссии середины 90-х годов. Но смысл и содержание позиции украинских политиков и экспертов вы можете себе представить по аналогии с их высказываниями о строительстве Крымского моста. По нему уже открылось движение автомобилей, а некоторые особенно оптимистичные украинцы всё ещё доказывали, что это «мультик, снятый на Мосфильме» или «голограмма».
Начало в 1997 году подготовительных работ по строительству морского участка газопровода ни на йоту не снизило оптимизм украинских политиков. Они в это время сами увлеклись темой обходных газопроводов, только обходящих Россию.
Почему-то в Киеве считали: если построят «Набукко» или какой-нибудь другой газопровод, качающий газ в Европу из Средней Азии в обход России, Украине сразу станет лучше. Хоть реализация проекта, способного конкурировать с российскими поставками, означала бы снижение таковых, а значит, и снижение транзита через Украину. Ведь обходные газопроводы обходили бы не только Россию, но и Украину с её ГТС.
Тем не менее в Киеве сладострастно высчитывали, сколько газа теоретически может дать Азербайджан, сколько Туркмения, сколько Казахстан… Если для полного замещения российских поставок в Европу объёмов реальной добычи не хватало, то просто множили их на два, заявляя, что к тому времени, как газопровод будет построен, газодобыча резко увеличится, так как придут евро-американцы с передовыми технологиями, скажут «крэкс, брэкс, фэкс» — и газ с нефтью польются морем разливанным.
Куда уж тут при такой благости было думать о возможных обходных газопроводах. Надо было срочно готовить мешки под трофеи. Ведь вот-вот в Европу пойдёт альтернативный газ, «Газпром» разорится, Россия, лишившись последних денег от торговли энергоносителями, рухнет, и благодарные евро-американцы позволят лимитрофам грабить её, как крестьянам барскую усадьбу.
Тут главное успеть схватить наиболее лакомые куски раньше конкурентов.
Украина была настолько уверена, что никаких обходных газопроводов не будет, что ющенковская власть в 2005 году зарубила уже согласованный и подписанный трёхсторонний газовый консорциум, который гарантировал украинской ГТС не только полную загрузку на десятилетия вперёд, но и модернизацию за счёт европейцев и «Газпрома».
Более того, украинцы договорились с поляками, и те заблокировали проект газопровода «Ямал—Европа – 2», который должен был увеличить возможности транзита через ГТС Белоруссии и Польши.
Между тем в том же 2005 году началось строительство газопровода «Грязовец—Выборг», задача которого как раз и заключалась в том, чтобы обеспечить транспортировку газа для «Северного потока». А с 2007 года началась активная фаза согласований маршрута «Северного потока» со скандинавами и прибалтами.
Всё свидетельствовало о том, что Россия упорно ищет альтернативу украинскому транзиту и в конечном счёте она эту проблему решит. Очевидной была и заинтересованность Германии. Но украинцы продолжали посмеиваться над русскими недотёпами и клялись, что никогда не будет построен никакой «поток».
И опять-таки, по аналогии с Крымским мостом, стоило спросить, а что будете делать, если всё же построят, все «эксперты» моментально становились геологами и подробно объясняли, что сама геологическая структура дна Балтийского моря не позволяет реализовать это проект. Любой другой — пожалуйста, а этот нет.
В общем, эту историю можно продолжать вечно — ведь был же «Южный поток» и до сих пор рвущие на себе волосы болгары, отказавшиеся тянуть его через свою территорию, но проект не остановившие, только себя наказавшие.
Перейдём, однако, к сути.
Сейчас украинские власти из штанов выпрыгивают, пытая
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||