Человек дня: Борис Иогансон
25 июля 1893 года родился художник Борис Иогансон, классик соцреализма
Личное дело
Борис Владимирович Иогансон (1893-1973) родился в Москве в семье железнодорожного бухгалтера. Уже в детстве мальчик твердо решил стать живописцем. В 1912 году окончил Комиссаровское техническое училище. Начальное художественное образование получил в школе-студии Петра Келина. Затем с 1912 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Абрам Архипов, Николай Касаткин, Сергей Малютин и Константин Коровин.
С 1915 года начал участвовать в выставках – сперва в ученических, затем в выставках художников Московской школы, Московского товарищества художников, в том числе и в ряде заграничных выставок.
В 1919-1922 годах Иогансон работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская губерния). Именно в это время, в разгар Гражданской войны, происходило его становление как художника.
«Иогансон успел повоевать и на стороне белых, и на стороне красных. И факт его пребывания - он был призван именно в армию белую, в которой он почти полтора года ездил на поезде от Омска в Пермь, из Перми - в Омск, был в артиллерийском полку», - рассказывала искусствовед Наталья Александрова.
В 1922-1931 годах Борис Иогансон состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР). В эти годы в работах художника много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: «На борьбу с разрухой» (1922), «Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925). Рассказывает средствами живописи о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый социальный типаж: «Рабфак идет («Вузовцы», 1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена его картина «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928).
В 1932 году Иогансон участвовал в создании Союза художников СССР. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века - наследию Ильи Репина и Василия Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, мастер стремился к созданию своеобразного советского эпоса.
Он искал образы «героев» и «злодеев» нового политического мифа и сталкивал их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский») (1937). В бригаде художников Иогансон создал также диораму «Переход через Сиваш» (1935–37). Иллюстрировал повесть М. Горького «Мать» (1937).
С 1937 года Иогансон преподавал в Институте имени Репина в Ленинграде (ИнЖСА), с 1939 года – в качестве профессора.
«Самым главным в воспитании молодого художника Иогансон считал постановку глаза художнику. Необходимо ставить глаз, как певцу голос. А это значит научить цельному видению. Цельность видения — основа основ живописца. Только обладая этим качеством, художник может правильно передать свое впечатление от окружающего мира, найти в нем главное, характерное, определить меру второстепенного», - вспоминал учившийся у Иогансона живописец Василий Руднев.
В 1941 году за полотно «На старом уральском заводе» Борис Иогансон был награжден Сталинской премией первой степени.
Великая Отечественная война заставила его прекратить работу над большими полотнами. Время требовало создания агитпанно, агитокон, плакатов. Как и большинство его коллег, художник занимался агитационным искусством, создал несколько антигитлеровских патриотических плакатов («Боец, освободи от фашистского гнета!» 1943).
В 1943 году Иогансону было присвоено звание народного художника СССР.
В 1947 году живописец создал масштабное, полотно «Праздник Победы».
В это время Иогансон проявил себя и как портретист. В частности, он написал портреты актрисы Малого театра Дарьи Зеркаловой (1947), художественного руководителя МХАТ Владимира Немировича-Данченко (1948).
В 1950 году под его руководством целая группа художников создала громадное полотно «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» – характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.
«Иогансон был режиссером и композитором всей этой картины. И основное - она писалась без эскиза, вживую – этюды с натуры вписывались в большой холст. Это тоже был метод очень сложный, который требовал от Иогансона как от главного в этой картине большого умения скомпоновать потом все это вместе», - рассказывала Александрова.
В следующем году за эту работу живописец был вновь удостоен Сталинской премии.
С 1951 по 1954 годы Иогансон был директором Государственной Третьяковской галереи. С 1953 года - вице-президентом, а в 1958-1962 годах - президентом Академии художеств СССР. В 1965-1968 годах художник был первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1962 году он стал главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».
С 1964 года Иогансон преподавал в Художественном институте имени Сурикова в Москве.
В 1966-1970 годах был депутатом Верховного Совета СССР. В качестве делегата Иогансон участвовал в работе XX и XXIII съездов КПСС.
В 1968 году художнику была вручена золотая звезда Героя социалистического труда.
Борис Иогансон скончался 25 февраля 1973 года в возрасте 79 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Борис Владимирович Иогансон
neizvestniy-geniy.ru
Чем знаменит
Борис Иогансон был одним из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х годов. Он стал одним из крупнейших представителей советского официального художественного направления – социалистического реализма. Фактически, был одним из основоположников этого стиля в живописи. Все художественное наследие Иогансона принадлежит классике советского искусства. Он был среди тех, чье творчество определяло характер развития культуры Советского Союза.
Также Иогансон был крупным педагогом, из его мастерской вышли многие значимые советские и российские художники.
О чем надо знать
Иогансон принял «социалистический реализм» как основной метод советского искусства. В дальнейшем придерживался основного его требования: советский художник должен правдиво, исторически-конкретно изображать действительность в ее революционном развитии.
Картины Бориса Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам соцреализма.
Прямая речь
Борис Иогансон о Константине Коровине: «Я учился в классе К. Коровина в Училище живописи два го ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||