Человек дня: Михаил Тихонравов
29 июля 1900 года родился Михаил Тихонравов, конструктор космической и ракетной техники.
Личное дело
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974) родился во Владимире в семье юриста. Через два года после его рождения семья перебралась в Петербург, где Михаил поступил в классическую гимназию № 3.
В конце 1918 года, спасаясь от голода, Тихонравовы вернулись во Владимирскую губернию, обосновавшись в городе Переславль-Залесский. Первое время Михаил работал курьером в городском суде, затем устроился агитатором в военкомат. В 1919 году добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
За хорошую работу по агитации в 1920 году Тихонравова перевели во Владимир. В том же году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), который окончил в 1925 году по специальности «инженер-механик».
После получения диплома Тихонравова направили служить в 1-ю легкую бомбардировочную эскадрилью имени В.И. Ленина в Липецк. Затем он работал на нескольких авиационных предприятиях, где увлекся планеризмом. В 1925 году создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии.
В конце 20-х годов в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе Тихонравов познакомился с Сергеем Королевым. Это произошло в Крыму на всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Тогда на планере Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах Тихонравова были установлены рекорды высоты и дальности.
В 1930 году Тихонравова перевели в Центральное конструкторское бюро им. Менжинского, где он возглавил авиамоторную группу.
Королев увлёк Тихонравова идеями создания реактивных двигателей и ракет и предложил ему возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работающих над проблемой создания баллистических ракет на жидком топливе.
В 1932 году совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером, и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД)
С 1932 года Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 года ракета 09 конструкции Тихонравова успешно совершила полет с Нахабинского полигона.
Приказом по Реввоенсовету в сентябре 1933 года на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В октябре 1933 года Тихонравов становится старшим инженером отдела РНИИ. С июня 1936 года – старшим научным сотрудником, с декабря 1936 года - начальником отдела, а с декабря 1937 года - начальником группы РНИИ.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, вопросами повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты.
В 1940—1943 годах Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) новый опытный истребитель-перехватчик «302» с комбинированной силовой установкой (ЖРД и воздушно-реактивный двигатель).
В 1944 году был создан специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолётов и специальной аппаратуры для реактивной техники. Тихонравов был назначен на должность начальника лаборатории НИИ-1.
В 1945 году после подробного ознакомления с немецкой трофейной техникой, в частности, с ракетой «Фау-2», конструктор начал работать над проектом ВР-190 по созданию пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого с помощью одноступенчатой ракеты на высоту 200 километров. Для этого он собрал группу высококвалифицированных специалистов. Параллельно продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчета траекторий их полетов.
В 1946 году работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Туда же был вместе со своей группой переведён и Тихонравов, получивший должность заместителя начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей.
Первоначально он непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 году проект был передан в другое подразделение НИИ-4, куда была переведена и часть группы. Тихонравов постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с П. И. Ивановым. Проект ВР-190 в итоге так и не был осуществлён.
В апреле 1947 года Тихонравов был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения и оставался им до апреля 1953 года, когда ААН была упразднена в качестве самостоятельной научной организации.
Хорошо знавший труды Константина Циолковского, Тихонравов предложил вести в отделе Иванова исследования многоступенчатых ракет. В отделе стали разрабатывать способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, оптимальные конструктивно-баллистические параметры ракет.
В феврале 1950 года отдел П. И. Иванова был упразднен, а Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института.
Но уже в 1953 году руководство СССР и Вооружённых сил было вынуждено обратить серьёзное внимание на разработку реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук.
Уже в 1954 году Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства - от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну
В декабре 1955 года Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. После этого по приглашению Сергея Королева перешел на работу в руководимое им Опытно-конструкторское бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
4 октября 1957 года состоялся успешный запуск «Спутника-1» — этот день принято считать началом космической эры человечества. За эту работу конструктор был удостоен Ленинской премии.
Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем отдел под руководством Тихонравова занимался, в частн ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||