Человек дня: Серафим Саровский
30 июля 1754 года родился святой Серафим Саровский
Личное дело
Серафим Саровский (при рождении - Прохор Исидорович Мошнин, 1754 -1833) родился в Курске в семье богатого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных. Исидор в конце жизни занялся постройкой Сергиево-Казанского собора в Курске, но скончался до завершения работ. Мальчик остался на попечении матери.
Агафья, продолжая дело мужа, занималась достройкой собора и часто брала сына с собой. В возрасте семи лет он, оступившись, упал с колокольни строящегося собора, но чудом остался невредим.
Когда ему было около десяти лет, Прохор тяжело заболел. Во сне мальчик увидел Богородицу, пообещавшую его исцелить. Когда во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла его, чтобы он приложился к иконе. После этого Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.
Обладая прекрасной памятью, мальчик вскоре выучился грамоте. Он с детства любил ходить на церковные службы, молиться и читать Святое Евангелие, читал своим сверстникам Священное Писание и Жития святых.
Уже в юности Прохор решил посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Мать не препятствовала этому решению. В 1776 году Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Там он поклонился старице Досифее, подвизавшейся под именем старца-затворника и рясофорного монаха Киево-Печерской лавры Досифея. Старица благословила его и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии.
В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в в Саровской обители. Проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, исполнял обязанности пономаря, Пробыв восемь лет послушником, принял иноческий постриг (Малая схима) с именем Серафим. Через год был посвящён в иеродиаконы.
В 1789 году иеродиакон Серафим взял попечение над молодой женской общиной, ставшей впоследствии основой Дивеевского монастыря. В 1793 году был рукоположен в иеромонахи.
Серафим ежедневно служил в храме, совершая молитвы и после службы. Согласно житию святого, во время церковных служб у него часто случались благодатные видения, он неоднократно видел ангелов, сослужащих братии. При этом обыкновенно Серафим изменялся в лице, «которое то светлело, то бледнело, то покрывалось румянцем» и «не мог ни сойти с места, ни проговорить слова».
От непрестанного келейного бдения и постоянного стояния в церкви с небольшим отдыхом во время ночи, у Серафима распухли ноги и на них открылись раны.
Спустя год после рукоположения в иеромонахи Серафим с благословения настоятеля ушел жить в пустынную келью в глухом лесу. Эта келья, или так называемая пустынка находилась в дремучем сосновом бору в пяти или шести верстах от монастыря и располагалась на холме на берегу реки Саровки. Она состояла из одной хаты с печкой и имела крылечко с сенями. Вокруг пустынки Серафим устроил себе небольшой огород и пчельник и обнес все это забором.
В обитель он приходил лишь в субботу перед всенощной и возвращался к себе в келью сразу после литургии, за которой причащался Святых Тайн. В начале своего отшельничества питался хлебом, который брал с собой по воскресеньям на целую неделю. Согласно преданию, часть из этой недельной порции хлеба он отдавал животным и птицам, которые посещали место его молитвословий. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук.
Также он употреблял овощи, которые выращивал в своем огороде - свеклу, лук и т.д. Со временем он приучил свое тело к такому воздержанию, что не стал брать и хлеба из обители, а питался только со своего огорода.
Довольно скоро к келье отшельника потянулись за советом и благословением миряне, в том числе и состоятельные. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили его ограбить. Застав монаха в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его, обухом топора проломив ему голову, хотя преподобный не сопротивлялся. Ничего ценного не найдя в его келье, разбойники ушли ни с чем. Серафим же, очнувшись, с трудом добрался до монастыря и лишь чудом выжил. Ему пришлось провести около пяти месяцев в обители, но затем он опять ушел в келью. После этого случая он навсегда остался согбенным, ходил, опираясь на посох или топорик. Позже преступники были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
Через некоторое время Серафим запретил женщинам приходить к нему на гору. Он завалил колодами тропинку к себе, так что в итоге и не только женщинам, но и вообще сторонним людям вход к нему был совершенно закрыт.
В 1807 году Серафим принял обет молчания. В 1810 году старцу стало трудно ходить из пустыни в обитель для участия в богослужении и причащения. Он покинул келью и вернулся в монастырь, но сразу ушёл в затворники на пятнадцать лет - до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, «дар прозорливости и исцеления от болезней». В числе посещавших его был, в том числе, и император Александр I.
Серафим Саровский скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы. Был похоронен в монастыре близ алтаря Успенского собора. После причисления Серафима к лику святых его останки были признаны святыми мощами и помещены в особо созданную гробницу «для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою».
В 1922 году мощи были изъяты советскими властями и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства, открытый в Донском монастыре, где их следы утерялись. Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре того же года специально созданная церковная комиссия установила, что найденные останки являются мощами преподобного Серафима Саровского.
1 августа 1991 года при большом стечении народа мощи преподобного Серафима были доставлены в Дивеевский монастырь. В настоящее время они находятся в Троицком соборе монастыря.
Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Находится в монастыре Новое Дивеево в США
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Серафим Саровский - подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. С момента его кончины до момента канонизации прошло 70 лет. Однако народное почитание «батюшки Серафима» началось еще при его жизни и задолго до его канонизации. Молва приписывала ему многочисленные подвижнические подвиги ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||