Человек дня: Виктор Славкин
1 августа 1935 года родился драматург Виктор Славкин
Личное дело
Виктор Иосифович Славкин (1935-2014) родился в Москве, куда его отец, Иосиф Наумович Славкин, переехал из местечка Сновск в начале 1930-х годов. После окончания Московского станкоинструментального института работал сперва мастером производственного обучения, потом завучем в ремесленном училище в системе трудовых резервов. По воспоминаниям Виктора, отец был очень остроумным и артистичным человеком, прекрасным рассказчиком разных местечковых историй. «Он любил эти смешные истории рассказывать за столом, я помню их до сих пор и по ним представляю себе жизнь типичного еврейско-украинского местечка», - вспоминал впоследствии драматург.
Учился Виктор в единственной в Москве академической школе с углубленным изучением предметов. Уже тогда у наго отчетливо проявились гуманитарные наклонности, хотя и точные науки давались ему хорошо. После школы поступил на строительный факультет МИИТа, окончив который в 1958 году по распределению отработал три года как молодой специалист мастером в Загорске.
При этом Славкина тянуло к литературному творчеству и театру. Пытаясь найти свою нишу, он поступил в авторскую группу эстрадной студии «Наш дом» при МГУ, которой руководили Марк Розовский, Альберт Аксельрод и Илья Рутберг.
В те времена отдушиной для творческих людей часто становилась самодеятельность. «Для нее можно было писать, в самодеятельности можно было играть, и свободы там было чуть больше, потому что широко это не транслировалось, а контроля на всё не хватало», - рассказывал драматург. Работая в Загорске, он параллельно писал для студии. «Мы много занимались поисками формы, добывали книжки Мейерхольда, изучали его биомеханику, и вся театральная Москва приходила к нам на спектакли. Театра на Таганке еще не существовало», - вспоминал Славкин. Из студии «Наш дом» вышли такие известные артисты как Семен Фарада, Александр Филиппенко, Михаил Филиппов и другие.
Дебютировав в качестве автора юмористических рассказов, Славкин с начала 1960-х годов писал одноактные пьесы, которые ставились в театре-студии МГУ. Первую пьесу «Оркестр» он написал в 1963 году – о музыканте, который всю репетицию не может открыть футляр и достать инструмент. В 1966 году выпустил пьесу «Плохая квартира». Поставленная Марком Розовским на сцене театра-студии МГУ «Наш дом», пьеса получила популярность и шла потом во многих студенческих театрах страны.
Однажды на спектакль пришел драматург Михаил Львовский, который познакомил Славкина с Алексеем Арбузовым. В результате он попал на семинар молодых драматургов, которым Арбузов руководил. «Я считал, что на моем веку ничего в стране не изменится, что всю жизнь я буду читать свои пьесы, которые никто не ставит, пятнадцати своим друзьям из арбузовской студии. Это и будет моя среда», - полагал Славкин.
В то время пьесы Славкина практически не имели шансов быть поставленными в театре, поскольку как драматург он начинал с абсурдистских пьес. Он очень интересовался уже завоевавшим на западе свою публику театром абсурда, хотя в те времена получить информацию о нем было трудно. Славкин выписывал польские журналы, в частности «Пшекруй», где была постоянная рубрика «Сквозь очки Славомира Мрожека». Польшу в те времена называли «самым веселым бараком социалистического лагеря». Благодаря помощи друга - писателя и переводчика Асара Эппель – Славкин научился немного понимать польский язык. Изучал он и ставший уже классическим западноевропейский абсурд.
В 1967-1984 годах Славкин работал в журнале «Юность». Был редактором отдела сатиры и юмора, который в 1956—1960 годах носил название «Пылесос», а с 1970 года — «Зелёный портфель». Работал, по его словам, «фейком Галкой Галкиной».
В 1975 году Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека» (по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный конфликт отцов и детей, сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса и его дочери — хиппи Эллы.
В 1978 году, в недолгий период «разрядки», начавшийся после поездки Брежнева в Америку, Славкину удалось по частному приглашению поехать в Париж. Там он посмотрел легендарные парижские спектакли по пьесам Ионеско «Лысая певица» и «Урок». По словам драматурга, это стало одним из самых ярких впечатлений той поездки.
В 1979 году режиссер Анатолий Васильев поставил пьесу «Взрослая дочь молодого человека» в своем театре «Школа драматического искусства». Постановка прогремела на всю страну, принеся автору широкую известность.
В 1980 году Славкин стал членом Союза писателей СССР.
В 1986 году в Театре на Таганке Анатолий Васильев поставил еще одну пьесу Славкина – «Серсо». Постановка стала культовой в среде театралов.
В 1996 году Виктор Славкин стал одним из создателей и ведущим телепередачи «Старая квартира» телекомпании АТВ, которая выходила до 2002 года.
«Идея этой программы принадлежит главе Авторского телевидения - Анатолию Малкину. Он же придумал и название, которое мне кажется очень удачным, ибо в нем обозначены и место действия, и герои, и интонация. Когда Малкин пригласил меня, это было точное попадание... он попал мне в душу. Я согласился сразу, но предупредил, что только разработаю концепцию программы и сделаю 8-10 передач, не больше. Но постепенно это так захватило меня, что я уже не мог оторваться. Это превратилось в личное дело, в личное пристрастие», - рассказывал Славкин.
После смерти жены Нины драматург вел уединенный образ жизни. Детей у пары не было.
В последние годы жизни Славкин тяжело болел – у него развилась болезнь Альцгеймера. Летом 2012 года, выйдя из дома, 77-летний писатель заблудился, а перед этим потерял ключи и паспорт. Когда его подобрала скорая помощь, он не понимал, где он, и не помнил своего имени. Для идентификации личности Славкина отвезли в полицию. Полицейские нашли в кармане его брюк клочок бумаги с номером телефона друга. Из отделения Славкина отправили в психиатрическую больницу им. Ганушкина №4, а после - в Боткинскую больницу.
Виктор Славкин скончался в Москве 16 марта 2014 года на 79-м году жизни. Похоронен на Востряковском кладбище рядом с родителями.
Виктор Славкин
youtube.com
Чем знаменит
Виктор Славкин - один из представителей литературного поколения шестидесятников. Настоящий успех пришел к нему после постановок Анатолием Васильевым его пьес «Взрослая дочь молодого человека» (1979) в Московском театре имени К.С. Станиславского и «Серсо» (1985) в Театре на Таганке. Эти спектакли стали основой репертуара созданного Васильевым театра «Школа драматического искусства».
О чем надо знать
Изначально Славкин по совету родителей подал документы в Станкин, который в свое время око ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||