«Новая норма». Гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии
Издательство «Новое литературное обозрение» представляет сборник статей «Новая норма. Гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии» (редактирование и составление Людмилы Алябьевой).В 2020 году мир столкнулся с пандемией, которая беспощадно вторглась во все сферы человеческой деятельности. Длительные локдауны и вынужденная виртуализация жизни стали настоящим вызовом для глобального сообщества, породив новые мировоззренческие установки и поведенческие практики. Как отреагировала на новую действительность модная индустрия? Как изменились повседневные гардеробные привычки каждого из нас? Как пандемия повлияла на этикет? Какие новые аспекты телесного проявились в ситуации ограничения свободы? И как обычная медицинская маска трансформировалась в элемент культуры? Авторы вошедших в этот сборник статей не ограничиваются анализом современных сарториальных тенденций. Они делают исторические экскурсы в прошлое и прогнозируют будущее, описывают персональный опыт переживания локдауна и фиксируют те или иные тенденции зарождающейся «новой нормы». Эта книга — увлекательное путешествие в современный мир, в котором на первый план выходят подвижность, изменчивость и непредсказуемость.
Предлагаем прочитать отрывок из статьи Лейни Бёртон из австралийского Университета Гриффита «Модные маски: возвращение четырехсотлетней традиции».
Эволюция маски в XX веке: от средства индивидуальной защиты к роскоши, высокой моде и стильному аксессуару
В начале ХХ века маски вновь обрели популярность благодаря взаимодействию моды и искусства. В статье я не буду подробно рассматривать конкретные примеры, но стоит отметить, что, например, постановки художницы-сюрреалистки Леонор Фини с их изящными масками и элегантный маскарад Клод Каон не только позволяли добиться определенной свободы, но и воспринимались как возможность сформировать свою идентичность. Но в данном случае мы имеем дело с индивидуальным творческим осмыслением масок, я же буду говорить о массовых практиках их ношения. Первый пример, на котором я остановлюсь — и здесь читатель увидит параллель с нынешней обстановкой в мире, — эпидемия испанки 1918–1919 годов. Затем я скажу несколько слов о роли масок на ЛГБТ-фестивале «Марди Гра» в Сиднее, предварив этим экскурсом последний пример, на котором я намерена остановиться, — использование масок современными знаменитостями, в том числе сценическими исполнителями.
В Австралии, где живет автор этой статьи, «модные защитные маски» (Gorman, 2020) вошли в обиход еще до пандемии коронавируса — из-за крупных лесных пожаров в декабре 2019-го и январе 2020 года (месяцы, вошедшие в историю как Black Summer Bushfires, то есть «черное лето лесных пожаров»), которые нанесли сокрушительный удар по восточному побережью страны. Пожары бушевали, разрушая целые города, горизонт полыхал огнем, день обратился в ночь. Было невозможно дышать — в некоторых городах воздух сделался настолько тяжелым, что из магазинов быстро пропали все маски, потому что жители страдали от респираторных заболеваний, вызванных пожарами. Когда потребность в масках не только стала очевидной, но и резко обострилась, некоторые компании, такие как AusAir 4, быстро научились извлекать из нее прибыль, предложив покупателям маски, «пропитанные ароматами австралийских растений, например эвкалипта или тасманийской лаванды» (Ibid.). Вскоре после лесных пожаров вспыхнула пандемия коронавируса, и австралийцы, как и жители других стран, осознали ценность и необходимость масок, ношение которых защищало не только от загрязненного воздуха, но и от инфекции. Как писал журнал Fortune, «Китай расширил производство защитных медицинских масок: к концу февраля там выпускали 116 миллионов масок каждый день» (McGregor, 2020). Вскоре во многих странах возник дефицит масок, побудивший некоторые сообщества, независимых производителей и отдельных людей проявить изобретательность и заняться самостоятельным изготовлением масок. По мере распространения пандемии производители предметов роскоши, включая Burberry, Chanel, Fendi, Kering, LVMH, Prada, PVH Corp. и многие другие, подключились к помощи в борьбе c вирусом, начав производить средства индивидуальной защиты для медиков (Kim, 2020).
Ил. 4. Полицейские в Сиэтле в масках, изготовленных Красным Крестом, во время эпидемии испанки. Декабрь 1918. Национальный архив, Колледж-Парк, Мэриленд. 165-WW-269B-25
Это не первый за последние столетия случай, когда значительная часть населения планеты оказалась вынуждена носить маски, чтобы защититься от инфекции. Медицинские маски, которые мы видим сегодня (и которые относятся к средствам индивидуальной защиты, СИЗ), были широко распространены и в период эпидемии испанки 1918–1919 годов (ил. 4). По оценкам исследователей, испанка унесла жизни пятидесяти миллионов человек по всему миру. В статье на сайте архива Центра по контролю и профилактике заболеваний США говорится: «Не существовало ни вакцины против гриппа, ни антибиотиков, которыми можно было бы лечить другие инфекционные заболевания, спровоцированные гриппом, поэтому по всему миру попытки сдержать эпидемию ограничивались мерами, не связанными с применением лекарственных препаратов, такими как изоляция, карантин, соблюдение правил личной гигиены, использование дезинфицирующих средств, ограничение публичных мероприятий, причем все эти меры практиковались лишь отчасти» (CDC, 2018). Ношение масок рекомендовалось как доступный способ «помочь врачам искоренить эпидемию» (Ibid.).
В статье «История медицинской маски и расцвет одноразовой культуры» (A history of the medical mask and the rise of throwaway culture), опубликованной в журнале The Lancet, Бруно Штрассер и Томас Шлих (Strasser & Schlich, 2020) прослеживают связь между развитием учения о бактериях в ХХ веке и появлением одноразовой медицинской маски. Как показывают Штрассер и Шлих, традиционная тканевая маска, широко распространенная среди рядовых граждан в период эпидемии испанки, в 1930-е годы уступила место одноразовой маске, для изготовления которой всё чаще использовались синтетические материалы, — технологии их производства, в свою очередь, были усовершенствованы к 1960-м годам (Ibid.). Авторы статьи пишут: «В период пандемии испанского гриппа 1918–1919 годов ношение маски было обязательным для полицейских, медицинских работников и даже жителей некоторых городов США, хотя нередко вызывало споры. Тем не менее в ряде городов, например в Сан-Франциско, снижение смертности от гриппа отчасти объясняли именно обязательным ношением масок» (Ibid.).
По словам исследователей, обязательное ношение масок привело к конфликтам — многие граждане начали протестовать. Сопротивление было таким упорным, что в 1919 году жители Сиэтла призвали к созданию «Антимасочной лиги Сиэтла». ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||