Человек дня: Степан Апраксин
10 августа 1702 года родился Степан Апраксин, русский военачальник времен Елизаветы Петровны.
Личное дело
Степан Федорович Апраксин (1702 – 1758) родился в богатой дворянской семье. Его отец, Федор Карпович Апраксин, стольник при дворе царя Алексея Михайловича, умер, когда сын был еще совсем мал. Мать, Евгения Леонтьевна, вышла замуж вторично. Отчимом Степана Апраксина стал Андрей Ушаков, долгие годы возглавлявший Тайную канцелярию. Влиянию отчима Апраксин был обязан своей быстрой карьерой.
Воспитывался в доме своего родственника - графа Петра Матфеевича Апраксина, видного деятеля петровской эпохи. Уже в детстве Степан Апраксин был записан рядовым в Преображенский полк. При Петре II начал службу в чине капитана, а при Анне Иоанновне, в 1734, произведен в секунд-майоры с переводом в Семеновский полк. Участвовал в войне с Турцией 1737 – 1739 годов, в том числе во взятии Очакова.
С 1739 года состоял дежурным генералом при командующем армией Минихе. Хотя Апраксин не проявил особых военных талантов и храбрости на поле боя, а напротив, порой совершал самовольные отлучки с места службы, Миних неизменно в своих рапортах называл его среди лучших своих подчиненных, так что награды и повышения в чине Апраксин получал с завидной частотой. В 1739 году он стал кавалером ордена Александра Невского.
В 1741 году, после воцарения Елизаветы Петровны, Христофор фон Миних был арестован, обвинен в измене и отправлен в сибирскую ссылку, однако положение Степана Апраксина не поколебалось. Он близко сошелся с Алексеем Бестужевым-Рюминым, ставшим сперва вице-канцлером, а затем и канцлером Российской империи. Поддержку он нашел и у таких влиятельных сановников, как Алексей Разумовский, Иван и Петр Шуваловы.
В 1742 году Апраксин был отправлен послом в Персию, а по возвращении занимал должности генерал-кригс-комиссара и вице-президента Военной коллегии. В июле 1743 года произведен в подполковники лейб-гвардии Семеновского полка и генерал-лейтенанты армии. В 1746 году - в генерал-аншефы. В 1751 был награжден орденом Андрея Первозванного.
В 1756 году началась Семилетняя война, и Степан Апраксин был произведен в генерал-фельдмаршалы и назначен командующим русской армией, которая должна была отправиться на войну с Пруссией. Армия выступила из Курляндии в мае 1757 года, но границу Восточной Пруссии Апраксин перешел только в июле. Он продвигался крайне медленно, совершая постоянные маневры и уклоняясь от встречи с противником. В Пруссии ему противостоял корпус под командованием фельдмаршала Иоганна фон Левальда.
30 августа 1757 года происходит сражение армий Апраксина и Левальда у деревни Гросс-Егерсдорф. Продолжавшаяся пять часов кровопролитная битва завершилась победой русских войск. Перед Апраксиным открывалась дорога на Берлин. Однако он не стал преследовать разгромленного врага. Более того, 17 сентября совершенно неожиданно для прусской армии он отступил на другой берег реки Прегель и потом продолжил отход к российской территории. Лишь через неделю неприятель осознал происходящее и стал преследовать русскую армию. В итоге Россия не смогла воспользоваться плодами своей первой крупной победы в Семилетней войне, и кампанию следующего года пришлось начинать с тех же исходных позиций.
По возвращении в Россию Степан Апраксин был арестован и обвинен в измене. Но суд над ним не состоялся. В ходе следствия он умер 7 (17) августа 1758 года.
Степан Федорович Апраксин
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Причины неожиданного отступления Апраксина после одержанной победы до сих пор остаются неясными. Сам он на следствии объяснял свой поступок нехваткой провианта в свой армии и начавшейся эпидемией оспы. Нередко его обвиняют в прямой измене и получении взятки от прусского короля Фридриха II. Достаточно вероятным кажется и предположение, что Апраксин и его друг канцлер Бестужев должны были учитывать, что наследник престола, будущий император Петр III, был страстным поклонником Фридриха II. Незадолго до битвы Елизавета Петровна тяжело заболела, и скорое восшествие на престол Петра III казалось весьма вероятным, а он вряд ли оказался бы доволен теми, кто взял столицу его кумира. Поэтому Апраксин по совету Бестужева мог специально затягивать войну, а неожиданно разгромив противника, не придумать ничего лучше, чем отступление.
Выдвигают даже версию, что Бестужев организовал заговор с целью возвести на престол не Петра III, а малолетнего Павла Петровича, и армия Апраксина была нужна ему в столице для военной поддержки. Но вряд ли Бестужев мог полагаться на Апраксина в столь рискованном деле. Наиболее вероятным кажется самое простое объяснение. Апраксин получал высокие военные чины благодаря своим покровителем, а полководческого таланта у него не было. Поэтому из него вышел никудышный главнокомандующий, в кампанию 1757 года он совершал ошибку за ошибкой и в итоге не сумел воспользоваться плодами победы.
О чем надо знать
Исход битвы при Гросс-Егерсдорфе решил внезапный удар по левому флангу прусской пехоты четырех свежих полков из резерва русской армии – Гренадерского, Троицкого, Воронежского и Новгородского. Этой атакой командовал начальник русского резерва генерал-майор Петр Румянцев, который произвел ее по собственной инициативе. Участвовавший в сражении Андрей Болотов вспоминал: «Сии свежие полки не стали долго медлить, но давши залп, с криком „ура“ бросились прямо на штыки против неприятелей, и сие решило нашу судьбу и произвело желаемую перемену». В результате построения противника были смяты, и он перешел в отступление, при этом из-за неразберихи боя часть пруссаков попала под огонь своих же войск, так что отступление превратилось в беспорядочное бегство. Петр Румянцев в дальнейшем стал одним из самых прославленных русских полководцев.
Прямая речь
Михаил Щербатов о Степане Апраксине: «Человек благодетельный и доброго расположения сердца, но малознающ в вещах, пронырлив, роскошен, честолюбив, всегда имел великий стол, гардероб его из многих сот разных богатых кафтанов состоял; в походе все спокойствия, все удовольствия ему последовали. Палатки его величиною город составляли, обоз его более нежели 500 лошадей отягчал, и для его собственного употребления было с ним 50 заводных, богато убранных лошадей… Человек пышный и роскошный, помнится мне, до конца жизни своей на фаянсе едал, довольствуясь иметь чаши серебряные, и я слыхал… что он первый из собственных своих денег сделал себе сервиз серебряный».
Императорский указ от 16 октября 1757 года, данный иностранной коллегии для сообщения министрам союзных дворов: «Предпринятая единожды без указу нашим генералом-фельдмаршалом Апраксиным ретирада тем больш ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||