Алименты по-новому: специальный детский счет, господдержка, контроль расходов и иные идеи по реформированию алиментных обязательств
Наталья Ключевская
serezniy / Depositphotos.com Право ребенка на получение содержания от своих родителей является ключевым имущественным правом, закрепленным в Семейном кодексе. Даже если суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родит
2000
елей или лиц, их заменяющих, они должны расходоваться именно на содержание, воспитание и образование ребенка (ст. 60 Семейного кодекса РФ). Одной из традиционных форм содержания детей, имеющих законодательное закрепление, считается уплата алиментов, которые предназначены для удовлетворения привычных потребностей ребенка – в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе, лечении и т. д.
Как отмечал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 26 декабря 2017 г. № 56 О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов (далее – Постановление № 56), алиментные обязательства направлены на обеспечение условий жизни, необходимых для развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей. Именно поэтому требования о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежат удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей и нуждаемости ребенка в алиментах (п. 18 Постановления № 56).
Концепция алиментных обязательств исходит из того, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и если они не выполняют этой обязанности, то соответствующие средства взыскиваются с них в судебном порядке (ст. 80 Семейного кодекса РФ). Но поскольку нормы об алиментах действуют уже много лет и за это время претерпели только точечные изменения, в последние годы активизировались обсуждения на тему необходимости более глубокой корректировки рассматриваемой концепции.
В частности, на прошлой неделе на портале РОИ появилась общественная инициатива № 21Ф80612 с предложением разработать законопроект о реформе Семейного кодекса РФ в этой части1. Остановимся более подробно на ее ключевых положениях.
Предпосылки изменений
Как происходит выплата алиментов, когда ребенку 15 лет и он работает? Ответ специалиста Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ на этот вопрос можно найти в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ Необходимость обновления концепции алиментных обязательств авторы инициативы связывают с тем, что действующий подход к расчету алиментов уже давно устарел. Начиная с советского периода алименты преимущественно рассчитываются в процентах от дохода плательщика. Но если ранее такой подход был социально и экономически оправдан, поскольку каждый имел гарантированное право на работу и среднюю зарплату, при этом сами зарплаты были примерно равными, то сейчас, по мнению инициаторов поправок, это создает массу трудностей. Одни платят алименты с минимальной серой зарплаты, другие – с большой белой, в итоге в первом случае средства могут не покрыть базовые потребности ребенка, а во втором – будут явно избыточными.
Как указывается в тексте инициативы, в настоящее время алименты из разряда поддержки детей перешли практически в разряд преступлений – за неуплату и задержку установлены административные штрафы, предусмотрены аресты, неустойка с большими процентами и даже уголовное преследование. Но разве это все в интересах детей? Разве в интересах детей претендовать на доходы и проценты по неустойке, запугивать родителя штрафами и арестами? Нет, в интересах детей иметь гарантированный набор базовых благ – таких, как еда и одежда, предметы для учебы и развития. Не огромные проценты, выбиваемые когда-то потом, а необходимый минимум каждый день. И спокойные, бесконфликтные отношения между родителями, – отмечается в обосновании необходимости внесения поправок.
Согласно инициативе смещение акцентов требуется и в отношении цели уплаты алиментов – не обеспечение ребенку прежнего уровня жизни, а обеспечение гарантированного прожиточного минимума. Иначе алименты могут выступать как средство угрозы, шантажа и в некоторых случаях – необоснованного обогащения. При этом в существующей системе разделить действительно нуждающихся от преследующих личные интересы не представляется возможным, – считают авторы. При этом сам термин алименты они предлагают заменить на понятие материальная помощь.
Еще один момент, на который обращают внимание разработчики инициативы, – это несправедливое назначение алиментов. Проблема заключается в том, что из-за большого количества дел по алиментам судебные приставы зачастую не успевают рассматривать их все и уделяют больше внимания тем, кто более настойчив и чаще подает жалобы, а не реально нуждающимся в материальной помощи. В результате, когда одни дети не получают и минимума, приставы тратят свое время на выбивание чрезмерных для содержания других детей процентов. Как следствие – большое количество нуждающихся в защите и помощи детей фактически не защищены, – подчеркивается в инициативе.
В целом авторы считают существующую систему алиментных обязательств не соответствующей современным реалиям, несбалансированной, неэффективной и не способной достигнуть целей защиты интересов детей. Они называют ее неоправданно жестокой, варварской и видят в ней импульс для разжигания внутрисемейных конфликтов и подрыва института семьи.
Суть поправок
Инициаторы изменений предлагают исходить из того, что при разводе родители сами будут определять расходы на содержание детей. Если же они не смогут договориться, то любой из них сможет обратиться в органы опеки. В таком случае на имя ребенка заведут специальный детский счет, на который государство ежемесячно будет перечислять денежные средства в размере одного прожиточного минимума по региону. Покрывать соответствующие расходы по этому счету будут родители в равных частях — по 50% каждый. Кроме того, родители смогут дополнительным соглашением установить и другие целевые выплаты на детей, расходы по которым, аналогично расходам по спецсчету, необходимо будет подтверждать документально через органы опеки.
При этом у органов опеки появятся полномочия по определению ответственного за расходы на ребенка и по контролю при необходимости таких расходов путем запроса выписок со специального детского счета. Одновременно инициативой предусмотрено создание информационной системы для учета органами опеки расходов на детей с предоставлением родителям доступа к отчетам о расходах на ребенка.
Также предлагается установить санкции за невнесение платежей на детский спецсчет – например, предполагается, что в случае отсутствия платежей более нескольких месяцев органы опеки смогут направить заявление в суд о принудительном взыскании либо списании. Если причина неуплаты уважительная, то у суда будет возможность списать долг полностью или частично, а если неуважительная, то – назначить отсрочку и, при необходимости, пени в разме ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||