Мнение: Прибалтийские страдания
На самом деле от Лукашенко можно практически всегда ожидать весьма образных решений в той или иной ситуации. Вспоминая. Например, посольский кризис, когда из-за якобы необходимости ремонта канализационной системы в квартале работа посольств практически всех западных государств была на несколько лет практически парализована. Так что то, что предприняли белорусские власти по созданию трафика иракских беженцев в Литву вполне в духе решений, принимаемых Лукашенко.
Тут, правда, нужно сказать, что Минск в случае каких-либо конфликтных ситуаций (типа той, которая сейчас происходит с Литвой) бьет весьма показательно. Интересно кстати и то, что Польша, например, с которой у Белоруссии тоже общая граница, не испытывает такого миграционного кризиса. Почему-то (но объяснение этого чуть дальше).
В этом плане Москва работает по-другому. Очень редко (практически никогда) не предпринимаются попытки действовать на уровне создания оппоненту психологического и «бытового» неудобства, надавить на ту мозоль, которая создаст персональные проблемы населению страны. На память приходит только операция по высылке (несостоявшийся) нелегальных таджикских мигрантов, которых хотели вернуть в Душанбе, когда Рахмон куражился по поводу сохранения в стране российской военной базы.
С теми же прибалтийскими странами практически нет давления, которое вызвало бы дискомфорт государственных органов, или тем более местного населения. При этом, на злонамеренные действия местных властей Москва реагирует системными экономическими мерами, например, перенаправлением потоков поставки грузов из прибалтийских портов в порты Лени
1000
нградской области. Эта мера действенная, но не в конкретном моменте, а на длительную перспективу (когда противник почувствует эффект), но практически необратимая так как вернуть трафик в прибалтийские порты при наличии Усть-Луги вещь невозможная.
Белорусская сторона же этим особо не заморачивается, считая, что чем большее удалит та или иная мера в текущий момент по органам власти или даже гражданам Литвы, тем быстрее власти этого постперестроечного новообразования изменят свою позицию. Тем быстрее пойдут на уступки и изменят ракурсы своей политической деятельности. Правда белорусские власти надеются на это напрасно.
Те, кто дергает за нитки
Прибалтийские государства с самого момента своего провозглашения не имели. Да и сейчас не имеют своей суверенной политической субъектности. Формально государства есть. Никто не спорит. Есть флаг и гимн, герб, есть какой-нибудь пингвин, называющий себя президентом. А вот суверенитета нет нисколько.
Не может Прибалтика что-то сказать существенное в рамках Европейского союза. Более того. Прибалтийские страны даже в тактическую многовекторность сыграть не могут. Причина проста. «Партнеры» видят в них объект, а не субъект политики, инструмент которым можно пользоваться. Вся многовекторность (американская или европейская) заключается только в том, кто из «партнеров» раньше воспользуется прибалтийскими странами для тех или иных своих целей. На политическую игру это не тянет. И даже тогда, когда руководство прибалтийских стран что-то пыталось заявлять (слова, а не дела), например, по поводу расселения в Прибалтике мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока их голос сразу затихал, когда европейские партнеры намекали на то, что размеры дотаций можно и пересмотреть. Это не венгерский премьер Орбан, сворачивающий кровь европейским структурам. Это послушное стадо овец, позволяющее себе только блеять. Да и то, только тогда, когда не видит хозяин.
В таком случае, надежды белорусского руководства совершенно иллюзорны. Никакие миграционные кризисы действия Литвы не исправят. Потому, что все действия Литвы хорошо контролируются «партнерами», а стенания по поводу миграционного кризиса ни ЕС. Ни США н
2000
е интересуют. Не поедут иракские беженцы из Литвы в другие страны (кроме разве что прибалтийских соседей), не будут экстренно предприниматься меры, чтобы сократить такое давление. Правда будут закрыты глаза на жесткие силовые меры с литовской стороны, вплоть до отстрела этих самых беженцев. Но в политике Литвы это ничего не изменит. Литва будет играть антибелорусскую игру ровно столько, сколько этого будет требовать административное руководство ЕС, прямо как в знаменитом анекдоте про ежиков и кактусы. При этом Минск получает хотя бы «эстетическое удовольствие» создавая проблемы своему соседу. Прибалтика же не получает ничего, кроме, разумеется, репутационных потерь, административных и немного экономических (средства на содержание мигрантов) трудностей.
В таком случае, данный миграционный кризис с точки зрения цели убедить литовскую сторону изменить позицию совершенно не эффективен. Позиция Вильнюса меняется только в Брюсселе и только тогда, когда это изменение будет Брюсселю выгодно. Ни страдания беженцев, ни материальные затраты, ни сложности властей, ни информационный шум (тем более контролируемый) этого не изменят.
Объединенные прибалтийские «вымираты»
Государственность прибалтийских государств в принципе является вещью «аллегорической». Она стала возможно только и исключительно благодаря геополитическим реалиям в конкретный момент времени, в момент распада СССР.
Для того, чтобы государство состоялось нужно три вещи, как говорил еще Аристотель: территория, населения и власть. И если с территорией (забудем на минуту все перемещения государственных границ за исторические периоды и согласимся, что у прибалтийских новообразований территория есть) всё более-менее решено. С властью всё решалось через бывших советских аппаратчиков (типа Бразаускаса), «романтичных» националистов (типа Ландсбергиса) и зарубежной помощи в лице выходцев из прибалтийской предвоенной эмиграции (типа - Ильвеса). То вот с населением оказалось туго.
Нет конечно, в период «борьбы за суверенитет» с цепями свободы и прочим антуражем говорили о том, что формируется литовская, латвийская и эстонская нации (превратившие новообразования в нацистские государства с «не гражданами» и притеснением по языковому признаку) вроде как демонстрировали себя. Но вот потом они в полной мере продемонстрировали, что нацией по большому счету не являются, предприняв не попытку выстроить свой мир в пределах государственных территорий, а массово откочевывая за рубеж. В результате все без исключения прибалтийские государства стали лидерами по потерям населения в Европе за 30 лет «независимости» население этих стран сократилос ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте. |
||