Человек дня: Николай Касаткин
13 августа 1836 года родился Николай Касаткин, православный миссионер, первый архиепископ православной церкви в Японии.
Личное дело
Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, 1836 – 1912) был сыном дьяка сельской церкви в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. Учился в уездной начальной приходской школе, затем в Смоленской духовной семинарии. Окончив ее с отличием, получил возможность продолжить обучение в Петербургской духовной академии.
О миссионерстве Иван мечтал с юных лет, а, прочитав книгу «Записки капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», решил отправиться именно в Японию. Узнав, что в церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодатэ нужен священник, он решил отправиться туда. Помимо него на объявление откликнулись еще более десяти студентов академии, но все они желали принадлежать к женатому духовенству, а Иван намеревался стать монахом, поэтому была выбрана именно его кандидатура.
23 июня 1860 года Иван Касаткин принял монашеский постриг с именем Николай, а 30 июня был рукоположен в сан иеромонаха. Уже на следующий день после этого он отправился из Петербурга в долгий путь в Японию. За месяц доехал до Иркутска, переправился через Байкал, затем проехал Читу, достиг Амура и по реке к концу сентября добрался до Николаевска. В это время Японское море покрылось льдом, так что Николаю пришлось остаться в городе на зиму. Там он встретил архиепископа Иннокентия, который много лет распространял христианство среди алеутов. Тот тоже ждал, когда откроется морской путь. Иннокентий дал много советов и наставлений молодому миссионеру и, в частности, убедил его «перевести священное писание и молитвослов на язык новообращаемых туземцев с тем, чтобы православие укоренилось в их культуре».
В Хакодатэ Николай прибыл на русском военном корабле «Америка» 2 июля 1861 года. Выполняя свои обязанности священника церкви при консульстве, Николай в свободное время усердно изучал японский язык и знакомился с культурой страны. Уже через два года он довольно свободно говорил по-японски и обучал нескольких японцев русскому языку. Николай стал посещать проповеди буддийских монахов, чтобы узнать подробности их учения, прочел в оригинале главные японские исторические трактаты «Кодзики» («Записи о деяниях древности»), «Нихон Сёки» («Анналы Японии»), «Нихон Гайси» («Внешняя история Японии»), а также «Лотосовую сутру» и другие книги буддийского канона.
В конце 1860-х проповедь христианства среди японцев была запрещена, и обращение в православие первых японцев Николай должен был совершать тайно. Первых своих японских учеников он крестил в 1868 году. Они стали его помощниками, занимаясь проповедью среди свои соотечественников.
С 1872 года Николай смог проповедовать открыто. Святейший Синод учредил в Японии православную миссию, в которой Николай получил сан архимандрита. В Токио был куплен земельный участок для возведения церкви и здания миссии. Николай считал важной своей целью появление в Японии православных священнослужителей из коренных жителей страны. Он часто говорил японским верующим: «Мы, иностранцы, должны как можно скорее сделаться ненужными. Я вам это и раньше советовал, и сейчас советую, и всегда буду советовать». Уже в 1875 году Николай рукоположил первого священника–японца.
При православной миссии Николай основал катехизаторское, семинарское, причетническое и женское училища. В 1877 году начал печататься православный журнал «Церковный вестник». В результате активной деятельности Николая к 1878 православных японцев было уже до шести тысяч человек, а к 1886 году это число удвоилось. Благодаря его переводческой работе богослужения совершались на японском языке.
В 1880 году отец Николай был возведен в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии, с откомандированием в Японию. В 1884 году на холме Сурудагай рядом с православной миссией в Токио был заложен собор Воскресения Христова. 24 февраля (8 марта) 1891 года собор был освящен. Он был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора. Воскресенский собор и сейчас служит кафедральным собором Японской автономной православной церкви и известен в Японии под названием Никорай-до - «храм Николая».
Во время русско-японской войны Николай был единственным из российских подданных, оставшимся в Японии. Своим прихожанам он тогда говорил, что они «по присяге обязаны исполнять свой воинский долг, но воевать – совсем не значит ненавидеть неприятеля, это значит – защищать свое Отечество». Богослужебные каноны предписывали молиться за победу своей страны, Николай подтвердил, что это должно исполняться и в православных храмах Японии, но сам в годы войны участия в общественных богослужениях не принимал, так как не мог молиться о победе Японии над Россией.
В 1906 году Николай был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии.
Умер архиепископ Николай 3 февраля 1912 года в Токио и стал первым иностранцем, погребенным на центральном кладбище японской столицы.
Епископ Николай (Касаткин), глава Духовной миссии в Японии
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Как проповедник православия в Японии, архиепископ Николай был в 1970 году канонизирован Русской православной церковью в лике равноапостольных. Память святого Николая Японского отмечается 3 (16) февраля. В результате его многолетних трудов к 1912 году в Японии было 266 православных общин, 33017 верующих и 43 священнослужителя, 35 из которых были японцами по происхождению. Японская автономная православная церковь использует в богослужении переводы, сделанные архиепископом Николаем.
О чем надо знать
Примечательна история первого японца, обращенного в православие отцом Николаем. Это был бывший самурай Савабэ Такума, женившийся на дочери синтоистского священника и унаследовавший после смерти тестя его сан. Савабэ Такума был сторонником движения Сонно Дзёи, возникшего как реакция на давление со стороны США и европейских государств, заставивших Японию открыть доступ иностранцам в страну. Сторонники Сонно Дзёи требовали изгнания всех «варваров» из страны, считая, что их присутствие приведет к подчинению Японии иностранным державам. Савабэ Такума полагал, что христианская религия служит орудием для сокрушения японского духа. В 1865 году он пришел с мечом к отцу Николаю, чтобы убить его. Николай сказал ему, что нельзя осуждать чужую веру, ничего не зная о ней, и предложил познакомиться с христианским вероучением. В результате их занятий Савабэ Такума решил принять православие, и в апреле 1868 года отец Николай крестил его, дав имя Павел. Такума оставил свой синтоистск ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||