К "дню незалежности" : Как русские у поляков Киев купили
«Новоросс.info» - Лучшим оружием против украинских пропагандистов, вещающих о многовековой незалежной Украине, ее якобы борьбе против России и столь же многовековой дружбе с западом, остается реальная история. К примеру история покупки Киева Россией у Польши.
В 1654 году Россия начала войну с Польшей из-за Украины. Военное счастье сначала склонялось на сторону России. В 1655-1656 гг. русские заняли всю Украину и Литву. Никогда ещё прежде московские войска не заходили так далеко на запад.
Потом в войне начался перелом. Ему способствовали три обстоятельства. Первое – чума в России 1654 года, ослабившая страну. Второе – хитрость поляков. Часть из них призвала в страну шведов, а другая склонила Россию к войне со Швецией, обещая, что в случае победы Россия и Польша объединятся под скипетром русского царя. Третья – постоянные мятежи на Украине, которая оказалась не более лояльна к своим новым хозяевам – русским, чем к прежним – полякам.
Когда война России со Швецией закончилась вничью, Польша собралась с силами и перешла в контрнаступление. Ещё несколько лет разорялись Литва и Украина, пока в 1667 году обе вконец обессиленные стороны, которым вдобавок грозило вторжение турок, не согласились заключить перемирие.
По Андрусовскому перемирию 30 января 1667 года Россия удерживала за собой из захваченного только Левобережную Украину и Смоленскую Землю. Киев временно оставался под русской оккупацией, но только до 1671 года, после чего должен был быть возвращён Польше. Польша отступалась от прав на Запорожскую Сечь, но от этой вольницы, служившей то крымцам, то туркам, самой России было мало проку.
Ещё при Андрусовском перемирии зашёл разговор о репарациях, по нашей терминологии. Естественно, пострадавшей от «российской агрессии» стороной считала себя одна Польша. Кроме того, она уступала часть принадлежавшей её до войны территории, так что вельможная шляхта требовала денежных субсидий.
Её аппетиты простирались до невозможного. В качестве единовременной компенсации панам, изгнанным из их имений на Смоленщине и Левобережной Украине, поляки требовали 2 миллиона рублей. Кроме того, перемирие заключалось на 13 лет, после чего должно было уступить место «договору о вечном мире». За каждый год перемирия шляхта требовала ещё по 600 тысяч рублей!
Со стороны царских послов, которых возглавлял Афанасий Ордин-Нащокин, потребовалось немало такта и умения, чтобы уломать поляков на значительно меньших суммах. Во-первых, все польские послы получили личную взятку в общей сумме 14 тысяч рублей, после чего слегка поуспокоились. Во-вторых, вместо ежегодной уплаты репараций во время перемирия, царь должен был единоразово уплатить всего 200 тысяч рублей.
По мере приближения срока очищения Киева вскрывались противоречия между царём Алексеем Михайловичем и его лучшим дипломатом Ординым-Нащокиным. Боярин советовал отказаться от Киева и сохранить деньги. Но для Алексея Михайловича, уже присоединившего к своему титулу «Царь Великой, Малой, Белой и всея Русии», сохранение Киева было предметом чести и гордости, ради которой он не постоял бы за ценой.
Между тем оставление русскими Киева откладывалось под разными предлогами. Поляки не слишком настойчиво требовали его назад, надеясь получить за Киев крупную денежную компенсацию. В 1680 году Андрусовское перемирие было продлено ещё на тринадцать лет, а в условия прелиминарного мирного договора была внесена уплата 200 тысяч рублей за Киев.
Когда в 1686 году в Москве был, наконец, заключен договор о вечном мире между Россией и Польшей (он оказался действительно очень прочным, действуя более ста лет), окончательная сумма покупки Киева была снижена до 146 тысяч рублей.
6 мая 1686 года в Москве между Русским царством и Речью Посполитой был подписан мирный договор, вошедший в историю как «Вечный мир»
Таким образом, всего за Левобережную Украину, Смоленскую землю и Киев со всеми репарационными выплатами шляхте Россия в конце 17 века потратила 360 тысяч рублей, считая взятки послам. А если кто думает, что это слишком много, пусть вспомнит, что в 1721 году после двадцатилетней изнурительной, но победной, Северной войны Пётр Великий заплатил за уже завоёванные Санкт-Петербург, Ингерманландию, Карельский перешеек, Эстляндию и Лифляндию, где жило меньше народа, чем в землях, завоёванных Алексеем Михайловичем, 1,32 миллиона рублей. Отец был практичнее сына.
Краткая история
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||