Человек дня: Любовь Баранова
27 августа 1929 года родилась Любовь Баранова, лыжница, легендарная «Белая королева», первая в истории СССР олимпийская чемпионка по лыжным гонкам.Личное дело
Любовь Владимировна Баранова (девичья фамилия – Ватина, 1929-2015) родилась в поселке Бугры Ленинградской области. «Мы жили под Ленинградом, в поселке Бугры. Сейчас это уже черта города. Там, в деревне, мы с братом и нашли себе развлечение. Лыж, конечно, у нас не было, мы мастерили их из бочек. Дощечки же выгнутые, чуть заостри – и готово!» — вспоминала потом спортсменка.
Поселок Бугры, как можно понять по его названию, расположен в холмистой местности, поэтому зимой для детских игр там открывалось настоящее раздолье. Для советской деревни лыжи из лотков (клепок) от бочек были распространенным явлением — их привязывали к ноге ремешками, они держались непрочно, поэтому катание превращалось в передвижение зигзагами, как сейчас на горных лыжах.
Первые настоящие лыжи девочке подарил учитель физкультуры, когда она была в пятом классе и выиграла практически все соревнования на местном уровне. «Узенькие были, малинового цвета», — рассказывала она потом.
Бегать на лыжах Любовь тренировалась в Парголово под Ленинградом. Пятикилометровая «Парголовская лыжня» (так же называется традиционная гонка, которая проводится там регулярно) до сих пор остается одной из самых известных лыжных трасс Ленобласти.
О военных годах, на которые выпала ее юность, лыжница говорить не любит. Осенью 1941 года, когда ей исполнилось 12 лет, Ленинград был окружен немецкими войсками, началась 900-дневная блокада. «Было голодно, холодно. Однажды проснулась буквально с обледеневшей головой», — вспоминала потом Любовь Баранова. Она считала, что пережитые во время блокады лишения подорвали ее здоровье и вынудили раньше уйти из большого спорта.
Но тогда, в послевоенные годы, молодой организм быстро восстановился, и уже в год прорыва блокады — в 1944 году — Любовь начала серьезно заниматься лыжным спортом под руководством Лидии Петровой, затем — легендарного Алексея Баженова, который одним из первых в СССР получил звание заслуженного тренера и на протяжении 13 лет был старшим тренером советской женской лыжной сборной.
В 1949 году, будучи студенткой Педагогического института имени А. И. Герцена, Люба заняла второе место на всесоюзных соревнованиях, которые проводились в Кавголове. Тогда же получила звание мастера спорта.
В 1950 году в составе сборной команды ВЦСПС она выиграла свою первую медаль чемпионки СССР в эстафете 4х5 километров.
В 1949 и 1956 годах выступала за ленинградский клуб «Буревестник», главным тренером которого был Баженов, с 1950 по 1956 годы – за ленинградскую «Искру», а с 1957 по 1962 годы – за московский «Буревестник».
С 1950 по 1958 годы спортсменка выиграла все чемпионаты СССР по лыжным гонкам.
На международной лыжне первые успехи ей принесли Всемирные студенческие зимние Игры. В 1951 году на IX Играх в Румынии лыжница выиграла две серебряные медали, а в 1953 году, уже под фамилией Козырева, — три золотые, победив в австрийском городе Зиммеринге на дистанциях 5 и 10 километров, а также в эстафете 3х5 километров (вместе с Валентиной Царевой и Радьей Ерошиной).
Первой зимней Олимпиадой для молодой перспективной лыжницы должны были стать Игры 1952 года, которые проводились в норвежском Осло. Она вошла в сборную, интенсивно тренировалась и даже, как и остальные члены команды, получила форму.
«Но за несколько месяцев до старта нам объявили: никуда не поедете. Сначала подумали, что мы, лыжники, в чем-то виноваты. А оказалось, что где-то ужасно выступили наши конькобежцы. И гарантии, что победим на Олимпиаде командой, не было. Вот начальство и решило перестраховаться. Да и у нас, честно говоря, тогда результаты были не очень», — объясняла потом лыжница в одном из интервью.
В феврале 1954 года в шведском городе Фалуне на первом для советских лыжников чемпионате мира Любовь получила две золотые медали — в гонке на 10 километров и (вместе с ленинградками Маргаритой Масленниковой и Валентиной Царевой) в эстафете.
При этом за полтора месяца до чемпионата она травмировала сустав и ехала в Фалун запасной. «Одна нога у меня была в специальном гипсе. Незадолго до этого я порвала связки правого голеностопа», — рассказывала потом лыжница. Тогда же — в 1954 году — она получила звание заслуженного мастера спорта.
Ее участие в Олимпиаде-1956, которая проходила в итальянском городе Кортина-д’Ампеццо, тоже было под вопросом из-за проблем со здоровьем. «Я поехала не в основном составе. Причиной тому стала выявленная аритмия — я, пытаясь восстановиться после травмы позвоночника, давала себе слишком большие тренировочные нагрузки, что не могло не отразиться на организме. Меня не хотели брать в Италию, но потом как чемпионку мира все-таки включили в состав олимпийской делегации», — будет впоследствии вспоминать Баранова.
И вновь, как на чемпионате мира, Любовь доказала, что ее воля к победе сильнее боли. На 10-километровой дистанции она со значительным преимуществом обыграла призеров — финку Марью Хиетамиес и шведку Соню Рудстрем-Эдстрем. На эстафете 3х5 километров Козырева уверенно прошла первый этап, выведя сборную СССР в лидеры, но потом двойное падение Радьи Ерошиной на последнем этапе лишило команду золотых медалей.
Завоеванная Козыревой (Барановой) медаль стала первым олимпийским золотом в истории советского лыжного спорта и первым золотом, которое сборная СССР получила на зимней Олимпиаде. Тогда награды не вешались на шею на лентах, как сейчас, а вручались победителям в коробочках.
Руководство делегации поздравило новоявленную чемпионку, лыжницам заказали торт и накрыли стол. Отмечать победу шампанским было не принято: по словам самой Барановой, употребление алкоголя исключалось абсолютно. «Тренировки и соревнования шли круглый год, и единственным праздником, когда мы могли посидеть дома за столом, было 1 мая. Так что в Италии после победы фруктами и тортом все ограничились. Да еще финские лыжники зашли меня поздравить», — рассказывала она.
Какого-то особого отношения к себе после выигранной Олимпиады Любовь, как сама она признавалась, не чувствовала.
«В советское время обо мне никто не вспоминал. Никогда не ощущала, что я какая-то особенная чемпионка. Тихо, без проводов мы улетали на Игры, так же тихо возвращались. О летних чемпионах страна знала больше. Об этом (ее победе на Олимпиаде) стали говорить только спустя много лет. А тогда никто этому факту значения не придавал. Да, победила. Да, молодец. Но ничего особенного, считалось, не произошло», — объясняла спортсменка в интервью.
Правда, после олимпийского триумфа она позировала итальянскому скульптору, а через некоторое время ее портрет написал ленинградский живописец Борис Петров.
С премиальными за победу на Олимпиаде дело тоже обстояло не так, как сейчас. «Никаких контрактов или заран ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||