Человек дня: Андрей Файт
29 августа 1903 года родился актер Андрей Файт, «главный злодей советского кино»
Личное дело
Андрей Андреевич Файт (1903-1976) родился в Нижнем Новгороде в семье врача. Его отец, Андрей Юльевич Фейт, стоял у истоков организации «Группа народовольцев», был членом Центрального комитета партии эсеров, подвергался преследованиям царских властей. Его часто арестовывали, неоднократно ссылали в Сибирь. Мать Анна Николаевна тоже совмещала медицину с политикой, активно помогая мужу, и также преследовалась властями. В Нижнем Новгороде, где и родился Андрей, ставший вторым сыном в семье, она ожидала мужа из читинской ссылки.
Через два года после рождения Андрея его отцу во время очередной ссылки в Нарымский край удалось при помощи своих пациентов бежать во Францию. Вскоре за ним последовала и жена с сыновьями. Несколько лет они прожили в русской колонии под Парижем, где Андрей пошел в лицей.
После начала Первой мировой войны отец отправился добровольцем на Верденский фронт в качестве врача французской армии. Мать Андрея вместе с детьми в конце декабря 1914 года вернулась в Москву. После Февральской революции с семьей воссоединился и Андрей Юльевич.
Заканчивал гимназию Файт уже в России. После ее окончания поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, но после двух лет учёбы почувствовал отвращение к точным наукам и бросил институт ради артистической карьеры.
Еше в 15 лет Файт стал одним из организаторов Камерного кружка свободного искусства, называвшегося «Ке-Ке-Си». «Была зима 1918—1919 годов. Нас было пятеро – один поэт, один художник, один актер, один композитор и еще один молодой человек, которого привлекало искусство вообще, а вернее, как я сейчас понимаю, наше общество. Впрочем, я назвал, так сказать, узкие специальности. А в действительности стихи писали все, картины рисовали все, актерами были все, музыку... Нет, музыку, к счастью, сочинял только один из нас», - вспоминал Файт.
Участники кружка осуществили постановку на школьной сцене самодеятельной стихотворной пьесы «Ковчег Великолепных Дегенератов», в которой Файту досталась роль Александра Македонского. После премьеры этого спектакля он всерьез решил стать актером
Двоюродный брат Файта, Олег Фрелих, известный актёр «немого» кино, порекомендовал ему поступить в частную студию О.И. Преображенской, что он и сделал в 1922 году. Поучившись у Преображенской, Файт отправился сдавать экзамены в недавно организованную Государственную школу кинематографии (ныне ВГИК), несмотря на то, что была уже середина учебного года.
«Я узнал, что в Москве есть Государственный институт кинематографии, единственный в мире. Я побрился, надел чистую рубашку, отправился на Неглинный проезд и поднялся в обыкновенную квартиру, где помещался этот уникальный институт.
«Это была зима 1922/23 годов. Занятия в большинстве вузов, имевших многолетние традиции и огромный опыт, вошли в нормальное русло. Но ГИК, созданный совсем недавно, находился на особом положении. Молодой человек мог явиться в середине года и выразить желание стать студентом. Глава института устраивает ему в присутствии всех студентов экзамен, остается, по-видимому, доволен, так как тут же, не отходя от стола, зачисляет его в институт. Всё», - рассказывал актер.
В техникуме занимались биомеханикой и спортом, актёрской техникой, сюжетными игровыми этюдами. Студентов обучали таким дисциплинам, как эмоциональная пластика, пляска, мимическая выразительность, фехтование, акробатика, развитие тела и гимнастика чувств.
Учащиеся курса стихийно разделились на небольшие группы: несколько актёров, оператор и режиссёр. Андрей Файт вошел в группу, которую образовал режиссёр-студент Юрий Леонтьев. Помимо него туда входили актёры Евгений Червяков и Галина Кравченко. Это трио актёров вскоре стало неразлучным и получило почти официальное прозвище «Кравчерфайт». Они вместе занимались, выступали в концертах и снимались в кино, когда представлялась такая возможность.
Несмотря на то, что, далеко не совершенные занятия в молодом ГИКе, по воспоминаниям современников, шли скорее не на пользу, а во вред начинающим актерам, сниматься в кино Файт начал, еще будучи студентом. Его первой картиной стал немой фильм «Особняк Голубиных» (1924) режиссёра Владимира Гардина. В том же году снялся в роли офицера в фильме «Банда батьки Кныша» режиссёра Александра Разумного.
В 1925 году Файту посчастливилось сняться в знаменитой картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Этот немой исторический художественный фильм неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов.
Тогда картины снимались «с ходу» – не было никаких репетиций, никаких обсуждений. Более того, даже костюмерная как таковая отсутствовала - было принято, что артисты снимаются в своих костюмах, за исключением работы в исторических картинах. Актёры занимали друг у друга сапоги, галифе, френчи и шинели, переодеваясь иногда для каждого кадра.
После окончания ГИКа в 1927 году Файт снимается постоянно, иногда в нескольких картинах за год, правда, зачастую в настолько эпизодических ролях, что его имя даже не упоминается в титрах.
В 1928 году Файт женился на своей сокурснице и товарищу по «Кравчерфайту» актрисе Галине Кравченко, однако брак был недолгим – уже в 1930 году супруги разошлись, поскольку Гадина увлеклась военным лётчиком Александром Каменевым - старшим сыном известного политика Льва Каменева.
Как актер Файт сформировался в эпоху немого кинематографа, освоив весь его выразительный арсенал – гипертрофированные жестикуляцию, мимику, скульптурность поз. Несмотря на это, он, по его собственному признанию, достаточно легко вошел в эру звукового кино. Его последним немым фильмом стала снятая в 1934 году картина Михаила Ромма «Пышка» по рассказу Ги де Мопасссана, признанная одной из лучших экранизаций зарубежной литературы в немом кинематографе.
В Великой Отечественной войне Файт не участвовал. В 1941 году он был эвакуирован со студией «Союздетфильм» в Сталинабад. Снимался там в картинах «Лесные братья», «Учительница Карташова», «Железный ангел», заканчивал работу в фильме «Лермонтов». «Я испытал тяготы эвакуационной жизни, но о войне знал по сводкам, газетам, фотографиям, рассказам и хроникальным фильмам», - признавался актер.
После войны продолжал много сниматься, играя, в основном, роли отрицательных персонажей.
Андрей Файт скончался 16 января 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Файт
kino-teatr.ru
Чем знаменит
Один из самых известных острохарактерных артистов советского кино. Андрей Файт сыграл за свою жизнь около шестидесяти ролей («Броненосец «Потёмкин», «Пышка», «Джульбарс», «По щучьему велению», «Минин и Пожарский», « ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||