Человек дня: Анатолий Солоницын
30 августа 1934 года родился актер Анатолий Солоницын , «талисман» Андрея Тарковского.
Личное дело
Анатолий Солоницын (1934-1982) родился в городе Богородске Горьковского края (ныне Нижегородская область). Прадед актера Захар Солоницын был иконописцем и автором книг-наставлений, изгнанным из монастыря за крамольные «вольнодумные» письма другу, а дед Федор Захарович — сельский врач — обладал даром гипноза и даже был принят в Нью-Йоркское гипнотическое общество.
Отец актера Алексей Федорович был журналистом, работал в «Богородской правде», затем был приглашен ответственным секретарем в газету «Горьковская правда», а через некоторое время стал собкором «Известий».
Это ему принадлежит идея назвать сына Отто — в честь руководителя легендарной экспедиции по спасению челюскинцев Отто Шмидта, за подвигом которого, затаив дыхание, в 1934 году следил весь Советский Союз. После начала Великой Отечественной войны немецкое имя Отто стало непопулярным, поэтому мальчик сам настоял, чтобы его звали Анатолием.
После войны семья Солоницына осела в Саратове, откуда была родом его мать. Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум, но часто пропускал занятия, сбегая в театр и кино. Отец негодовал: «Вот как! В оперетку, значит! Ценитель субреток...»
Юность актера прошла на городской окраине, которая привила Солоницыну умение постоять за себя: несмотря на свою худобу и образ «очкарика», он отличался физической силой и как-то в одиночку, без посторонней помощи, справился с двумя приставшими к нему на улице грабителями.
В техникуме Солоницын получил специальность слесаря-инструментальщика и устроился на завод. Но вскоре отца отправили работать в Киргизию, и семья переехала в город Фрунзе. Там Анатолий, решив продолжить образование, вернулся в школу — пошел в девятый класс. Его увлекла художественная самодеятельность: на школьных вечерах он читал стихи и пел куплеты.
На школьном уровне талант Солоницына ценили высоко, а сам он грезил сценой еще с детских лет, поэтому в 1955 году, в 21 год, поехал в Москву поступать в ГИТИС. Его ждало жесточайшее разочарование: пройдя два тура, на третьем Анатолий «срезался». Он нашел не отчаялся и вернулся на следующий год — но с тем же результатом.
В третий раз, уже в 1957 году, экзаменаторы ГИТИСа откровенно назвали его «профнепригодным». В те времена сам образ актера виделся совершенно иным: ценились либо красавцы типа Василия Ланового, либо колоритные простаки в духе Михаила Пуговкина. Солоницын же предвосхищал тип актера-«неврастеника», который станет популярным лишь в 1970-х годах. «Бездарные люди с черными красивыми волосами и большими выразительными глазами поступали... Для института нужна внешность, а потом все остальное», — писал он тогда брату.
Провалив три экзамена подряд, Анатолий уехал в Свердловск (ныне Екатеринбург), где при местном драматическом театре только что открылась актерская студия, и был принят там с распростертыми объятиями. Учебу в студии он завершил в 1960 году и вошел в штат Свердловского драмтеатра, на сцене которого сыграл массу ролей, но в основном небольших и второго плана.
Свою первую жену Людмилу Солоницын встретил на работе, она была гримершей в театре и на Свердловской киностудии. «Неисправимый романтик, Толик видел в ней Соню Мармеладову и верил, что любовью и доверием поможет ей переродиться. Увы, гримерша не читала Достоевского, и брак этот вскоре распался», — вспоминал потом знавший их обоих писатель Владимир Купченко. Молодые супруги прожили вместе всего два месяца.
Через несколько лет Солоницын, помогая вести занятия по актерскому мастерству в своей родной студии при Свердловском драмтеатре, познакомился со своей второй женой — студенткой Ларисой. Она была моложе Анатолия на 11 лет. До свадьбы они встречались два года: обжегшись на первом браке, актер не спешил жениться снова.
С 1960 по 1972 годы Солоницын играл в театрах разных городов СССР.
В 1963 году дебютировал в кино — на Свердловской киностудии. Он сыграл главную роль в первом фильме Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица». Удачу актеру принесло столь ненавистное ему имя Отто: увидев его в документах и сопоставив с «немецкой» внешностью Анатолия, Панфилов принял решение пригласить молодого человека на пробы.
В 1966 году Солоницын читает в журнале «Искусство кино» сценарий к «Страстям по Андрею» — будущему фильму Андрея Тарковского. Он берет отпуск в театре и едет из Свердловска в Москву. Впоследствии во время работы над картиной Анатолий откажется от службы в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева.
Тарковский, подбирая актера на главную роль, просматривал десятки пробных фотографий, и консультант по истории Савва Ямщиков указал ему на снимок Солоницына. Когда они посоветовались с экспертами по иконописи, те в один голос подтвердили, что Анатолий идеально подходит на роль Рублева.
Тем не менее утверждению малоизвестного свердловского актера на главную роль препятствовали многочисленные худсоветы, и Тарковскому, уже убежденному в том, что он нашел «своего» героя, стоило немалых трудов вывести Солоницына на экран.
Тогда же стало ясно, что они нашли друг друга. Солоницын слушался Тарковского беспрекословно. В финальной сцене фильма после обета молчания Андрей Рублев должен был начать говорить. Тарковский мимоходом сказал Солоницыну: «Толя, ты должен помолчать с месяц, два, голос должен стать надтреснутым, старческим». «Так он не только молчал, объясняясь знаками, но в последние дни перед съемками перетянул горло шарфом, — вспоминает брат актера Алексей. — Мог ведь вообще связки посадить, как мы потом узнали…»
С тех пор режиссер приглашал Анатолия во все свои картины, считая своего рода талисманом. Даже если в сценарии не было для него подходящей роли, Тарковский ее выдумывал — как Прохожего в «Зеркале».
В 1966 году к Солоницыну, получившему известность после роли Рублева, поступило сразу два предложения от кинорежиссеров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге».
Потом Анатолий снимался в фильмах Алексея Германа «Проверка на дорогах», Сергея Герасимова «Любить человека», Никиты Михалкова «Свой среди чужих», Ларисы Шепитько «Восхождении» и многих других.
В 1968 году Солоницын по приглашению режиссера Арсения Сагальчика едет в Новосибирск играть главную роль в постановке «Борис Годунов» на сцене театра «Красный факел». Несмотря на возражения беременной жены (вскоре у них родится дочь Лариса), Анатолий почти год живет в Сибири, где идут репетиции.
В 1969 году режиссер Владимир Шамшурин пригласил Солоницына на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съемках этого фильма актер заболел воспалением легких, но так как надолго останавливать съемочный процесс было невозможно, продолжал сниматься, не долечившись.