Человек дня: Валентин Глушко
2 сентября 1908 года родился конструктор ракетно-космической техники Валентин Глушко.Личное дело
Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989) родился в Одессе в семье служащего. Учиться начал в Реальном училище святого Павла, которое ко времени окончания стало называться профшколой имени Троцкого. Под влиянием книг Жюля Верна увлекся идеей космических полетов. Самостоятельно изучал астрономию, еще школьником вел переписку с Константином Циолковский, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике.
После окончания школы прошел практику на заводе «Электрометалл», освоив специальности слесаря и токаря, и был направлен Наркомпросом Украинской ССР в Ленинградский университет. Из-за позднего приезда в Ленинград не успел сдать экзамены, в результате в течение первого года посещал занятия в качестве вольнослушателя. В 1926 году был зачислен на второй курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой работает в качестве рабочего в мастерских Научного института имени Лесгафта, а в 1927 году – геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.
15 мая 1929 года Валентин Глушко был зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. Разработал и испытал жидкостные ракетные двигатели ОРМ-1, ОРМ-50, ОРМ-52 на азотно-кислородно-керосиновом топливе, электрический ракетный двигатель, ракеты РЛА-1, РЛА-3, РЛА-100. На основе опыта своей работы подготовил курсы «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД», которые прочитал в Военно-воздушной академии имени Жуковского.
В 1933 году приказом Реввоенсовета Газодинамическая лаборатория была объединена с Группой по изучению реактивного движения в составе Реактивного научно-исследовательского института РККА. Глушко и его сотрудники продолжили свою работу над двигателями серии ОРМ. В декабре 1935 года в свет вышла книга «Ракеты: их устройство и применение», изданная под редакцией Георгия Лангемака и Валентина Глушко, а в марте 1936 года была издана работа Глушко «Жидкое топливо для реактивных двигателей».
В апреле 1937 года сотрудник института Андрей Костиков направил в ЦК ВКП(б) и в партком института письма, где сообщал о действующей, по его мнению, «контрреволюционной троцкистской диверсионно-вредительской шайке». Среди работников, персонально обвиненных им во вредительстве, был и Валентин Глушко. Оба письма были переданы в НКВД. 23 марта 1938 года Глушко был арестован. В июне 1938 года Костиков выступил в качестве председателя комиссии, составив для НКВД акт технической экспертизы вредительской деятельности Королева и Глушко. В результате доносов Костикова были расстреляны начальник института Иван Клейменов и его заместитель Георгий Лангемак, ведущие сотрудники были приговорены к длительным срокам заключения: Королев к десяти, Глушко к восьми годам.
В заключении Валентин Глушко работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82, а с 1940 года – в Казани, главным конструктором КБ-2 при заводе № 16. Разрабатывает жидкостные реактивные двигатели для самолетов. В 1944 году Валентин Глушко вместе с рядом сотрудников своего конструкторского бюро досрочно освобожден со снятием судимости.
КБ-2, которое возглавлял Валентин Глушко в Казани, было преобразовано в в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей – ОКБ-РД. Оно занималось разработкой и испытанием жидкостных реактивных двигателей на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7. В сентябре 1945 года Валентин Глушко был награжден орденом Трудового Красного знамени. Весной 1945 года Валентин Глушко, не прерывая работы в ОКБ-РД, создал первую в стране кафедру ракетных двигателей в Казанском авиационном институте.
В 1946 году ОКБ-РД было переведено из Казани в Химки, где для его работы был выделен бывший авиазавод 456. С тех пор оно получило название ОКБ-456.Конструкторское бюро занималось создание двигателей для ракет, создаваемых в КБ Сергея Королева. В 1957 году на модифицированной ракете Р-7 с двигателями РД-107 и РД-108, созданными Глушко, был запущен в космос первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году те же двигатели работали на ракете, выведшей на орбиту космический корабль «Восток» с Гагариным. С 1 января 1967 года ОКБ-456 стало называться КБ «Энергомаш».
Наряду с основной работой с 1947 по 1954 годы Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ имени Баумана. Лекции были изданы в виде книги «Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе». 23 октября 1953 года Валентин Глушко был избран членом-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 года ему была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 году Валентин Глушко избран действительным членом Академии наук СССР.
С 1974 по 1989 году Валентин Глушко был председателем Совета главных конструкторов, до 1977 года он был также директором НПО «Энергия», а после оставался до конца жизни его главным конструктором.
Умер Валентин Глушко в Москве 10 января 1989 года.
Валентин Петрович Глушко
youtube.com
Чем знаменит
Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. При помощи созданных им двигателей были осуществлены успешные полеты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т».
О чем надо знать
По инициативе Валентина Глушко в 1976 году началась разработка ракетно-космической многоразовой системы «Энергия». В качестве первой ступени ракеты-носителя «Энергия» использовались четыре двигателя РД-170 – самые мощные в истории жидкостные ракетные двигатели, разработанные под руководством Валентина Глушко. Мощность одного такого двигателя составляет 20 миллионов лошадиных сил. «Энергия» была способна доставлять на низкую околоземную орбиту груз в 100 тонн. Модификациями РД-170 позже стали двигатели РД-180 (применяющийся на американских ракетах-носителях «Atlas») и РД-191 (для ракеты-носителя «Ангара»). 15 мая 1987 года был проведен успешный запуск «Энергии» с установленными на ее первой ступени двигателями РД-170. 15 ноября 1988 года совершил свой первый и единственный космический полет космический корабль «Буран», выведенный на орбиту ракетой-носителем «Энергия».
Прямая речь
Многоуважаемый К. Э. (Вашего имени и отчества не знаю, только инициалы), сегодня получил Ваше письмо и сегодня же шлю деньги на книги в письме. Вы сказали, что стоимость книг 1 р. золотом, т. е. 0,7 червонца и что составляет, по существующему ныне курсу последнего, — 460 рублей денег 1923 г. (460 миллионов рублей). Письмо шлю за ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||