Пираты. История каперов, флибустьеров и корсаров
Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Энгуса Констама «Пираты. История каперов, флибустьеров и корсаров» (перевод Ирины Никитиной).Пиратство возникло в те времена, когда люди впервые стали выходить в море. При этом истинные реалии мира пиратов захватывают гораздо больше, нежели литературные и голливудские мифы. Видный эксперт по истории пиратства Энгус Констам рассматривает многовековую историю морского разбоя, начиная с бандитов, отравлявших жизнь древних греков, и заканчивая современными пиратами Сомали и Филиппин. Освещены все значимые вехи пиратства: от набегов викингов и берберских корсаров до пиратов Дальнего Востока. И, конечно же, во всей красе предстает знаменитый золотой век пиратства, во время которого моря бороздили такие колоритные фигуры, как Черная Борода и капитан Кидд.
Предлагаем прочитать один из разделов книги.
Французские корсары
Первое масштабное наступление на испанские заокеанские владения произошло спустя два года после того, как Эрнан Кортес захватил столицу ацтеков Теночтитлан. Часть ацтекского золота, захваченного Кортесом, была отправлена в Испанию. В мае 1523 г. три корабля с сокровищами бросили якорь у мыса Сагреш на юго-западе португальского побережья. Большая часть пути была пройдена беспрепятственно, до Севильи оставалось всего три дня. Внезапно впередсмотрящие заметили пять незнакомых кораблей к северу от берега. Испанцы снялись с якоря, но в течение нескольких часов незнакомцы нагнали их. Перевес сил был очевиден, и испанцы были вынуждены сдаться. На таинственных кораблях шли французские каперы под предводительством корсара Жана Флери (или Флорина) из Гонфлера. Для французов слово «корсар» означало примерно то же, что «капер», и происходило от французского морского термина la course, означавшего «морское путешествие». С 1494 г. Франция и Испания то и дело воевали. К 1523 г. мир между ними так и не был достигнут. Франция выдала Флери каперскую грамоту, после чего он незамедлительно отправился на поиски испанской добычи. У мыса Сагреш он сорвал свой джекпот.
Говорят, что его добычей стали сундуки с золотыми ацтекскими статуэтками, уникальные драгоценные украшения, в числе которых был изумруд размером с кулак, богато украшенные головные уборы и даже живой ягуар. Общая стоимость трофеев оценивалась в 800 000 дукатов. Когда Флери вернулся в Дьеп, известия о его успехах произвели настоящий фурор. Европейские страны впервые осознали размеры испанской наживы и масштабы ее завоеваний в Новом Свете. После легендарной вылазки Флери целая волна французских корсаров хлынула в открытое море, и многие из них дерзнули пересечь демаркационную линию. Впрочем, жизнь самого Флери оборвалась раньше, чем он смог присоединиться к ним. В 1527 г. его схватили испанцы, подвергли жестоким пыткам, а потом казнили как пирата. Однако это нисколько не поумерило пыл французов. В период с 1534 по 1547 г. в испанском Мэйне французские корсары уничтожили 24 торговых судна, вышедших в море без конвоя, не говоря уже о нападениях в европейских водах. В 1537 г. потери торговых кораблей, курсировавших без сопровождения, были настолько велики, что доходы в испанскую казну от налогов и сборов в Новом Свете сократились вдвое. После первых нападений французов в 1526 г. Испания создала систему Серебряного флота, которая гарантировала, что по крайней мере ежегодные поставки драгоценных металлов будут достигать Испании в целости и сохранности. И тем не менее потери кораблей, курсировавших без охраны, не уменьшались. Жертвами таких нападений становились не только корабли. В 1536 г. группа французских «нарушителей границ» напала на испанский порт в Гаване, а на следующий год от их рук пострадали более мелкие испанские поселения в Гондурасе и Панаме. В 1540 г. корсары захватили Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, а в 1541 г. вновь была разграблена Гавана. В 1544 г. настал черед и одного из крупнейших поселений в испанском Мэйне, Картахены.
Самым удачливым среди французских каперов был Франсуа Ле Клерк, корсар по прозвищу Деревянная Нога (фр. Jambe de Bois). В 1553 г. он разорил Пуэрто-Рико и Эспаньолу, а в начале следующего года захватил Сантьяго-де-Куба, требуя выкуп за целый город. Сам Ле Клерк вернулся домой с добычей, а его лейтенант Жак де Сор остался в море с тремя кораблями. В июле 1555 г. он высадился в Гаване. После двухдневной осады местные власти были вынуждены сдаться корсарам. Жак де Сор разорил город и сжег его дотла.
Нападения на испанский Мэйн приобрели религиозный подтекст. Причиной этому стал Жак де Сор. Он был протестантом и последователем Жана Кальвина (1509–1564) — реформатора французского происхождения. Кальвинисты видели в испанцах своих религиозных противников, поэтому и каперские экспедиции стали носить характер религиозной вражды. Несмотря на заключение мира в 1559 г., одно из положений договора гласило: «К западу от нулевого меридиана… применение силы любой из сторон не считается нарушением договора». Другими словами, это значило, что за пределами обозначенных границ мира не будет. Во Франции вслед за войной с Испанией начались Религиозные (гугенотские) войны (велись в 1562–1598 гг.). Прекращение поддержки каперства во Франции сулило испанцам некоторую передышку, но, после того как французские протестанты (гугеноты) потерпели целый ряд поражений в гражданской войне и лишились дома, многие из них решили основать собственные поселения в Новом Свете.
В 1564 г. французские гугеноты создали колонию на берегах реки Сент-Джонс, неподалеку от современного Джексонвилла в штате Флорида. Это поселение, названное Ла-Каролина (или Форт Каролина), было основано рядом с тем местом, где двумя годами ранее французский исследователь и путешественник Жан Рибо воздвиг памятный камень, провозглашавший эти земли территорией Франции. Испанцы считали иначе. Они боялись, что европейская держава-соперница разместит свою базу в опасной близости от испанских поселений на Карибских островах и эта база будет служить пристанищем для пиратов и прочих «нарушителей границ». В связи с этим испанские войска, во главе которых стоял Педро Менендес де Авилес, были направлены туда, чтобы напомнить гугенотам о том, что Флорида принадлежит Испании.
Сперва испанская экспедиция устроила передовую базу в Сан-Агустине, примерно в 30 милях (48 км) к югу от Ла-Каролины. Рибо со своими сторонниками вышел в море, намереваясь перехватить испанские корабли. Но их застиг ураган, и корабли потерпели крушение у берегов Флориды. Тем временем Педро Менендес де Авилес отправился к северу от своей базы и в сентябре 1565 г. напал на оставшийся в Ла-Каролине гарнизон. Имея огромный численный перевес, испанцы быстро расправились с французами. Они предали мечу всех мужчин и пошли на юг с целью окружить выживших французов из эскадры Рибо . Испанцы захватили в плен около 350 французов, которые были немедленно убиты. Испания, вероятно, праздновала победу по случаю избавления от посягательств на ее за ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||