Человек дня: Эдуард Хиль
4 сентября 1934 года родился певец Эдуард Хиль, «Мистер Трололо»
Личное дело
Эдуард ХильЭдуард Анатольевич Хиль (1934-2012) родился в Смоленске в семье механика Анатолия Васильевича Эйсмонта. Мать, Елена Павловна Калугина, работала бухгалтером. Через некоторое время после рождения Эдуарда его родители развелись. Мать снова вышла замуж и мальчик рос с отчимом.
Детство Хиля пришлось на Великую Отечественную войну. Когда немецкие войска дошли до Смоленска, Эдуарда вместе с другими детьми эвакуировали буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. Он попал в детский дом поселка Раевский под Уфой. «Мы были маленькими, приходили к раненым в госпиталь и пели: Вставай, страна огромная!.. Представляете, как себя чувствовали солдаты, когда им шестилетние ребята пели такие песни? Они плакали. Нас, между прочим, никто не заставлял, мы сами понимали, что надо это делать», - вспоминал певец.
С родителями Эдуард смог воссоединиться только в 1943 году, после того как Смоленск был освобожден от немцев. Когда мать отыскала его, у мальчика от постоянного недоедания была сильнейшая дистрофия, он уже не мог самостоятельно ходить. В домашних условиях мать сумела его вылечить.
В 1949 году Эдуард Хиль послал своему дяде, жившему в Ленинграде, несколько своих рисунков. Тот показал их знакомому художнику, который сказал, что у мальчика есть способности. Хиль приехал к дяде с намерением поступить в Мухинское училище, но узнав, что там надо учиться целых семь лет, передумал. Он поступил в Ленинградский полиграфический техникум – «близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго».
Увидев объявление, что идет набор в оперную студию в Кировском дворце культуры, Хиль пришел туда. Прослушавший его профессор консерватории Иван Плешаков предложил юноше поступить в консерваторию. «Я пел арию Сусанина, мне казалось, что у меня бас. И к моему такому огорчению, когда прослушали, сказали, что лирический баритон, никакой не бас. Я сказал, нет, баритоном я не хочу петь. И меня распределили в класс профессора Ольховского, он был заведующим кафедрой вокального отделения. И тогда я обнаружил, что действительно баритон – это царский голос, что огромное количество оперных партий для баритона», рассказывал певец.
Параллельно с учебой работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью. «Первый год я ночью работал, а днем приходил и сидел вместе со всеми студентами (мне было тогда 19 лет) на вечернее отделение, потому что два года подготовительное отделение было. И всегда девчонки говорили – от кого это так дурно пахнет. От меня пахло краской. Вы представляете, я всю ночь в цехе был и, представляете, как там пахнет - эти типографские краски. Я так смущался», - вспоминал Хиль.
Еще учась в консерватории, он начал выступать - в основном на праздничных концертах или концертах-лекциях, которые в послевоенное время были очень популярны. «Поскольку на стипендию не проживешь, приходилось работать. Я пел всё: русские народные и революционные песни, песни Гражданской войны, песни 30-х, 40-х и 50-х годов, русскую и западную классику», - рассказывал певец.
В 1960 году после окончания Ленинградской консерватории начал музыкальную карьеру, выступал в спектаклях Оперной студии консерватории. Сперва исполнял романсы и оперные партии. Первоначально к эстраде Хиль относился свысока, считая «самодеятельностью», недостойной оперного певца. Пел партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи».
Эстрадную карьеру Хиль начал в 1962 году. Впервые с эстрадным репертуаром он выступил на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов. Первой песней, с которой Хиль вышел на большую эстраду и даже попал в телевизор, была песня Андрея Петрова из фильма «Путь к причалу» («Если радость на всех одна...»). С этой песней он стал лауреатом Второго всероссийского конкурса эстрадной песни. В 1963 году эта песня вышла на грампластинке, ставшей первой для молодого певца.
Для Хиля пишет песни популярный композитор Аркадий Островский. Певец исполняет его романтический «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой, «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие.
В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни в Сопоте, где стал лауреатом. В Ленинград Хиль вернулся лауреатом конкурса артистов эстрады. Исполненную им там «Песню о друге» из фильма «Я шагаю по Москве» стали крутить на радио и по телевизору еще до выхода фильма на экраны. Вслед за песней популярность пришла и к ее исполнителю. Его стали приглашать на Центральное телевидение – на праздничные концерты и «Голубые огоньки».
Затем появляются сразу ставшие хитами «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке…» («Зима»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города». Певец также исполнял песни «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «На безымянной высоте», «Сережка ольховая», «Дважды-два — четыре».
В 1966 году Хиль принял участие в международном конкурсе «Золотой петух» Бразилии, где с песней Андрея Петрова «А люди уходят в море» получил четвёртую премию.
В 1967 году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке», а в 1970 году записал свой знаменитый шлягер «Зима» (Э. Ханок — С. Островой), которая имела огромный успех и зазвучала повсюду — на радио, телевидении и из окон домов многих городов нашей страны.
В 1968 году получил звание Заслуженный артист РСФСР.
В 1971 году Хиль исполнил песни «Семеновна» (Е. Барыбин — Ю. Погорельский) и «Будет жить любовь на свете» (В. Дмитриев — А. Ольгин), немного позднее — «Счастливый день» (В. Дмитриев — М. Рябинин). С этого года Эдуард Хиль почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».
В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел очередной диск-гигант певца.
Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.
В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей — профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.