Сегодня: MSK: Курсы: 100.68 руб (+0.46)106.08 руб (+0.27) Нефть: Погода: Пасмурно Ночью в Москве: 0 °C..2 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

"Человечеству такая задача не по силам" . Эксперт о перспективах Северного морского пути

В 2022 году начнется использование Северного морского пути (СМП) для регулярных контейнерных рейсов между Владивостоком и Петербургом. Об этом заявлено на Восточном экономическом форуме. Разговоры о контейнерном транзите по СМП давно будоражат умы морских логистов, и до сих пор непонятно главное: кому придет в голову отправить контейнеровоз через полярные льды?

«Фонтанка» спросила об этом директора Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, доктора технических наук, профессора Александра Кириченко.

Сегодня Северный морской путь используется 8 — 10 месяцев в году. Если сравнивать путь из Роттердама до японской Иокогамы, то по СМП он составляет 7 300 морских миль, через Суэцкий канал — 11 200 морских миль. Путь из Гонконга, Шанхая или Пусана в Роттердам по СМП короче на треть.

— Путь через СМП в полтора-два раза короче, чем традиционный через Индийский океан. Почему профессиональное сообщество в пучине сомнений относительно планов регулярного контейнерного транзита через него?

— Кроме длины траектории у любого маршрута имеются и другие характеристики. Например, сегодня по СМП регулярно возят грузы из Мурманска в Норильск контейнеровозы арктического класса, способные взять на борт 650 теусов (двадцатифутовых контейнеров) при грузовместимости современных магистральных контейнеровозов в 22 000 теусов. Закон масштабной экономии общеизвестен: себестоимость перевозки одного контейнера снижается с ростом грузовместимости судна. Например, строительная стоимость контейнеровоза TRIPLE-E класса при вместимости в 18 000 теусов заявлена компанией МАЕРСК в 190 млн долларов. Строительная стоимость упомянутого контейнеровоза ледового класса типа «Норильский никель» вместимостью 650 теусов заявлена в 82 млн евро. Таким образом, удельная стоимость первого — 10 555,56 доллара за контейнер, второго — 126 153,85 евро. К тому же контейнеровозам на СМП недостаточно ледового класса — потребуются ледокольные проводки, очень, надо сказать, дорогое удовольствие.

— Так российские власти не предлагали отправить туда маленькие контейнеровозы — наверное, будут ходить большие магистральные, а стоимость ледокольных проводок компенсируется сокращением длины траектории.

— Никто не отправит в Арктику большой магистральный контейнеровоз — очевидно же, что он там застрянет. Северный морской путь лежит над шельфом и сам по себе мелководен, там значительны недостаточно обследованные площади дна. Осадка магистрального контейнеровоза при ширине 59 метров составляет 15 метров, к которым следует прибавить запас между дном и днищем. А там местами гарантированные глубины 12 метров на маршрутах, от которых очень легко отклониться в условиях дрейфующих ледовых полей. Поймите же: СМП — это шельфовое пространство с мелководной акваторией. Ну при чем тут контейнерные перевозки? Там можно добывать энергоносители и возить их, что, собственно, благополучно делается. Но экспорт углеводородов к транзиту не имеет никакого отношения, тем более к контейнерному. А ещё сравните движение судна в Индийском океане и по СМП. В первом случае оно движется со скоростью около 22 узлов, это примерно 50 километров в час, во втором в ледовых полях — 2 — 3 узла. Ну, допустим, даже 5 узлов в легком или битом льду летом — по ледовым участкам в 4 — 5 раз медленнее, чем через Индийский океан.

— А с ледоколом?

— Контейнеровоз в сопровождении ледокола имеет ту же скорость, от 2 до максимум 5 узлов, но повышается сложность преодолеваемого льда, и экономическая эффективность убьется стоимостью ледокольной проводки. Прибавьте к этому нестабильность арктических ледовых полей, причем каждого самого по себе. Время прибытия рейса по СМП с точностью до нескольких часов просчитать невозможно, а это важнейшая составляющая современных интермодальных перевозок. Там все рассчитывается: тогда-то должен прибыть магистральный контейнеровоз, тогда-то его содержимое должно оказаться на фидерном судне, тогда-то фидерное судно ждут в ближайшем к магистральному хабу небольшом порту для перегрузки на железнодорожный состав. Это жесткое расписание, любой сбой которого бьет по системе в целом и, соответственно, влечет штрафные санкции. Это не про Арктику.

— Но настрой в правительстве серьезный. Поэтому вопрос: от кого вообще зависит маршрут, которым контейнеровоз проследует из пункта А в пункт Б — из Владивостока в Петербург, например?

— Маршрут выбирает перевозчик. Это судовладелец, если договорились с ним, и фрахтователь, если судно арендуется. При линейных контейнерных перевозках маршрут следования грузоотправителю и грузополучателю, как правило, вообще неизвестен. Они четко знают, когда и куда прибудет судно — маршрут-то какое имеет значение? Исключение составляют режимные грузы, требующие особых условий.

— И как можно убедить перевозчика отправить контейнеровоз по СМП — если дана такая установка на высшем уровне?

— Я знаю только один способ — показать перевозчику конкурентное преимущество отправки судна по СМП по сравнению с привычным ему маршрутом. Но каким может быть такое конкурентное преимущество, кроме цены, времени и сохранности груза, — не представляю. Я уже объяснял, почему.

— Получается, тот, кто нанимает перевозчика, должен поступить, как в такси: плачу два счетчика, но едем через Арктику? В нашем случае говорят про бюджетные субсидии.

— У нас интервью про морскую логистику, а это совсем другая история. Но даже бюджетные субсидии не научат перевозчика возить контейнеры по СМП быстрее, чем по Индийскому океану — ну невозможно это. Он все равно не сможет доставить их четко по расписанию — это тоже невозможно. Руководитель одного солидного проектного института как-то сказал: «Можно спроектировать морской порт посреди Сахары, но вряд ли он будет востребован». Грузы-то у такого перевозчика откуда возьмутся? Клиенты же выбирают, чтобы было дешевле, быстрее и вовремя, — кажется, перевозчика, который отправит контейнеровоз через СМП, попросту никто не выберет, и мы получим порт в Сахаре.

На Восточном экономическом форуме генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих заявил: «Мы знаем, что в планах построить до восьми контейнеровозов ледового класса вместимостью до 6 000 TEU каждый. Совокупный объем инвестиций может составить до $ 2,5 млрд. ГТЛК готова выступить в качестве партнера, как участник финансирования строительства...»

— Создается впечатление, будто в России появится собственный перевозчик, который будет направлять суда по Северному морскому пути.

— Замечательно. Но контейнеровозы вместимостью 6 000 двадцатифутовых контейнеров на дальних расстояниях неконкурентоспосо ...

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: Политика

"Человечеству такая задача не по силам" . Эксперт о перспективах Северного морского...


Опубликовано: 2021-09-10 00:00:05

В 2022 году начнется использование Северного морского пути (СМП) для регулярных контейнерных рейсов между Владивостоком и Петербургом. Об... Подробнее »


Работа. Резюме / Вакансии

Мерчендайзер в супермаркет
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Подсобный рабочий на производство (вахта)
Вакансии: Москва
от 75000
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Помощник в договорной отдел
Вакансии: Москва
от 45000
14 Февраля 2018


Новости по теме: - Политика

|
 

Автомобили с пробегом

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2017 г.вып, 1600 см3, 175л.с.

0 км

цена: 1 690 000 руб

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2016 г.вып, 2000 см3, 185л.с.

32 955 км

цена: 1 338 000 руб

Audi - Q7 Audi - Q7

2007 г.вып, 3600 см3, 278л.с.

176 700 км

цена: 850 000 руб

ГАЗ - ГАЗель 3302 ГАЗ - ГАЗель 3302

2006 г.вып, 2800 см3, 140л.с.

280 000 км

цена: 300 000 руб

KIA - cee'd KIA - cee'd

2008 г.вып, 1400 см3, 109л.с.

88 907 км

цена: 370 000 руб

Погода в Москве - сегодня


Москва
Пасмурно 23 ноября в субботу
Ночью 0 °C..2 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Снег 23 ноября в субботу
Утром -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Днем 0 °C..2 °C
ветер -1 – 1 м/c восточный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Вечером 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-западный

Киев
Дождь 23 ноября в субботу
Ночью 1 °C..3 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Утром 0 °C..2 °C
ветер 1 – 3 м/c северо-западный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Днем -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c западный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Вечером -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c западный

Минск
Облачно 23 ноября в субботу
Ночью 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Утром 0 °C..-2 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Пасмурно 23 ноября в субботу
Днем -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c юго-западный

Облачно 23 ноября в субботу
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер 2 – 4 м/c юго-западный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru