Человек дня: Михаил Бестужев-Рюмин
17 сентября 1688 года родился Михаил Бестужев-Рюмин, дипломат.
Личное дело
Михаил Петрович Бестужев-Рюмин (1688-1760) родился в Москве в семье Петра Михайловича Бестужева-Рюмина, соратника Петра I, и его жены Евдокии Ивановны, урождённой Талызиной. В 1705 году отец был отправлен Петром I в Вену и Берлин и впоследствии был назначен обер-гофмейстером герцогини курляндской и будущей императрицы Анны Иоанновны.
Михаил воспитывался в Берлине и с молодости начал службу при дворе Петра I. Благодаря своему уму и образованию он приобрел расположение Петра и в 1705 году был отправлен в Копенгаген секретарем посольства.
В 1707 году по ходатайству отца Михаил вместе с младшим братом Алексеем получил разрешение поехать для науки за границу, на собственные средства. В октябре 1708 года братья выехали из Архангельска с супругою русского посла при датском дворе князя В. Л. Долгорукова в Копенгаген, где поступили в датскую шляхетную академию. Одновременно Михаил был прикомандирован в качестве «дворянина при посольстве» к русскому послу в Дании. В 1710 году моровое поветрие заставило братьев переселиться в Берлин, где они продолжили занятия в Высшем коллегиуме.
Во время прутского похода 1711 года в Молдавию Бестужев служил волонтером при армии, а по окончании военных действий в качестве «дворянина при посольстве» ездил с бароном Петром Шафировым в Константинополь, откуда был отправлен курьером к Петру I.
С 1712 года состоял при отце в столице Курляндского герцогства в Митаве и в том же году был назначен камер-юнкером к кронпринцессе Софии-Шарлотте, жене царевича Алексея Петровича и будущей матери императора Петра II. Бестужев оставался при дворе Софии-Шарлотт заведующим конюшней вплоть до смерти принцессы в 1715 году. С известием о ее смерти он был послан к венскому двору и, удостоившись аудиенции у императора и императрицы, доставил их ответные грамоты Петру в Данциг.
В марте 1720 года началась самостоятельная дипломатическая служба Бестужева: он был назначен русским резидентом в Лондон, на смену попавшему в опалу Федору Веселовскому. В это время между Петром и королем Георгом І шла дипломатическая борьба, так как Англия заключила в том же 1720 году наступательный и оборонительный союз со Швецией против России, «забыв» заключенную с Петром I в октябре 1715 года в Грибсвальде англо-русскую конвенцию. Бестужев по этому случаю подал английским министрам записку, в которой напоминал о неприкосновенности конвенции.
Однако поскольку записку он, будучи еще малоопытным дипломатом, подал не королю, находившемуся в отъезде, а членам правительства, ему было предписано за эту «дипломатическую бестактность» в течение восьми дней покинуть королевство. 23 ноября того же года Бестужев оставил Лондон и отправился в Гагу, где пробыл до весны 1721 года.
После заключения Ништадского мира в 1721 году был назначен министром-резидентом в Стокгольм, где активно способствовал признанию Швецией императорского титула Петра I, а также подписал в 1724 году русско-шведский оборонительный союз сроком на двенадцать лет.
За эти услуги Петр наградил его чином действительного камергера и признал за ним полномочия чрезвычайного посланника.
После смерти Петра I в 1725 году Бестужев был отозван из Швеции императрицей Екатериной I и в следующем году направлен в Польшу в качестве чрезвычайного посланника. В 1730 году императрица Анна Иоанновна отправила его в Берлин, но уже в 1732 году его снова перевели в Швецию. Там Бестужеву удалось в 1735 году пролонгировать русско-шведский союзный договор ещё на двенадцать лет. Кроме денежной награды в 10000 рублей, Императрица пожаловала ему чин тайного советника.
Во время русско-турецкой войны 1735–39 годов противодействовал попыткам французской дипломатии вовлечь Швецию в войну на стороне Османской империи. В обстановке начавшегося сближения Турции и Швеции предложил устранить активного сторонника антирусской политики – швед. дипломатич. агента Синклера при его возвращении из Турции и захватить его бумаги.
В 1739 году в Силезии два русских офицера совершили убийство шведского майора Синклера, возвращавшегося из Константинополя в Швецию с выданными ему визирем долговыми обязательствами Карла XII.
Считается, что именно Бестужев в обстановке начавшегося сближения Турции и Швеции предложил устранить активного сторонника антирусской политики Синклера при его возвращении из Турции и захватить его бумаги. План был одобрен российским правительством, но операция была проведена неудачно, получила широкую огласку и привела к резкому ухудшению русско-шведских отношений. Возмущенные жители Стокгольма разгромили дом русского посланника, перебив в нём все окна, и только благодаря вовремя принятым мерам толпа была рассеяна и порядок восстановлен.
К середине 1741 года отношения между Россией и Швецией стали крайне напряженными. В июле шведский министр Нолькен покинул Петербург под предлогом устройства собственных дел, в связи с чем Бестужеву также было приказано оставить Стокгольм. Однако он не успел выехать из шведской столицы, поскольку 24 июля Швеция объявила России войну, и к русскому посланнику был приставлен караул. Лишь с прибытием в Стокгольм Нолькена Бестужев вновь получил свободу.
Уничтожив свои дипломатические бумаги, он выехал сначала в Гамбург, а затем в Ганновер. Там он был принят английским королём, которого попытался убедить в необходимости включения в англо-русский договор 1741 года новой статьи - об отправке в Балтийское море английской эскадры в случае, если Франция окажет помощь Швеции.
Однако со вступлением на престол императрицы Елизаветы Петровны переговоры были прерваны, и Бестужев выехал в Варшаву, куда был назначен в качестве полномочного министра вместе с тайным советником бароном Кейзерлингом.
Выполняя дипломатические поручения в Речи Посполитой и Австрии, Бестужев проводил политику защиты православных подданных этих государств. К 1741 пришёл к выводу о необходимости бороться с набиравшей силу прусской монархией и оказал поддержку брату Алексею в формировании антипрусской политики.
В декабре был отозван в Петербург, где в день коронации Елизаветы получил орден Андрея Первозванного и был возведен в графское достоинство вместе со своими отцом и младшим братом Алексеем. В марте 1742 года Императрица пожаловала его в обер-гофмаршалы.
В мае 1743 года 54-летний Бестужев женился на графине Анне Гавриловне Ягужинской, дочери великого канцлера Г. Головкина. «Она одна из самых приятных и образованных дам в России, говорит в совершенстве по-немецки и очень хорошо по-французски, принадлежит здесь также к искуснейшим танцовщицам и, кажется, очень весёлого характера. Но лицо её так сильно испорчено оспою, что она не может называться хорошенькою; сложена она, впрочем, прекрасно», - писал о ней голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, много лет проживший в Российской империи.
Летом 1743 ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||