Городские путешествия. Среднерусский древнеримский виадук
В 1780 году в Калуге появился древнеримский виадук. В общем, случайно появился. Просто так сложились обстоятельства.Главное из этих обстоятельств — огромная рваная трещина, которая проходит через центр этого уютного провинциального городка. Трещина называется Березуйским оврагом — в честь речки Березуйки (а скорее, даже ручейка). Естественно, что через эту трещину, в которую и заглянуть-то страшно, следует каким-то образом перебираться. Значит, нужны мосты. Но можно виадуки.
Вторым обстоятельством стал визит Екатерины Великой. Матушка въехали в Калугу в 1775 году в сопровождении малой свиты — всего двадцать человек. Был декабрь, десятый час вечера, но щедрая иллюминация и огненные плошки дали Екатерине Алексеевне возможность составить первое впечатление о городе.
Впечатление было отрадным. И на следующий год Екатерина утверждает Калужское наместничество, а наместником ставит генерал-поручика Михаила Кречетникова.
Кречетников был мужик амбициозный. Это можно считать третьим обстоятельством. Он решил сделать из своей Калуги настоящий парадиз. Березуйский овраг с парадизом никак не вязался. Следовало его как-то облагородить (если уж нельзя засыпать).
Четвертое обстоятельство зашифровано в судьбе автора виадука, архитектора Петра Никитина. Его отец, художник Роман Никитич Никитин обучался в Италии, вернулся в Россию, подвергся репрессиям, и в холодном Тобольске рассказывал своему Пете, двенадцатилетнему мальчику, о великолепных красотах Флоренции, Рима, Венеции.
Пётр Романович, может, всю жизнь хотел построить виадук — и вдруг наместник Кречетов дает ему карт-бланш.
Искусствовед Евгений Николаев восхищался: «Во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуйский овраг... Римский виадук в центре России, фантазия Пиранези — вот что такое калужский мост. Овраг очень глубок, и когда спустишься по его зеленым склонам к ручью, бегущему по дну, и подойдешь к устоям моста, невыразимо огромным, начинаешь понимать, мечтой о какой архитектуре жила эта эпоха, и радуешься, что эта мечта столь необыкновенно осуществилась в обыкновенном русском городе».
Длина виадука — 120 метров, высота — 23 метра. Он стоит на пятнадцати арках, три из них двухэтажные. Говорили, что на всю конструкцию потребовалось полтора миллиона кирпичей.
Поначалу по обеим сторонам этого чуда были лавки, но потом их заменили на чугунные ограды. Рядом с мостом установили обелиск и будку-кордегардию для отдыха служивых. На обелиске были перечислены расстояния до всех уездных городов наместничества — «чтобы не было спору с ямщиками».
Виадук и обелиск дожил до наших дней, а будку разобрали.
Обсудите в соцсетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||