Воровство и распил. Как без единого выстрела вывели из строя флагман украинских ВМС
«Новоросс.info» - Президент и правительство незалежной недавно озаботились морской безопасностью Украины. Программа рассчитана на 10 лет. Однако реальная ситуация в украинских военно-морских силах на самом деле для Киева весьма плачевна.
Типичный пример - флагман ВМСУ фрегат Гетьман Сагайдачный. Перед празднованием дня незалежности 2021 года, он отбыл в Николаев на ремонт. И далеко не косметический – корабль не на ходу. На верфь в Николаеве его пришлось буксировать из-за поломки двигателя. Помимо этого, на фрегате масса других проблем.
Фрегат
Фрегат Гетьман Сагайдачный отбыл в Николаев на ремонт. Фото: wikimedia
Президент и правительство недавно озаботились морской безопасностью Украины.
Программа рассчитана на 10 лет.
Однако реальная ситуация в украинских военно-морских силах на самом деле весьма плачевна.
Типичный пример - флагман ВМСУ фрегат Гетьман Сагайдачный.
Перед празднованием Дня Независимости 2021 года, он отбыл в Николаев на ремонт. И далеко не косметический – корабль не на ходу. На верфь в Николаеве его пришлось буксировать из-за поломки двигателя Сагайдачного. Помимо этого, на фрегате масса других проблем.
Предыстория корабля незатейлива.
Изначально Сагайдачный был заложен в 1990 году по заказу КГБ СССР для несения пограничной службы. Соответственно, его задачи, специализация, оснащение и вооружение были заточены под охрану границ. То есть, мощным вооружением сторожевой корабль изначально не обладал. А его главным козырем были системы раннего обнаружения нарушителей границы и достаточно быстрый ход.
После развала СССР, в 1992 году, сторожевик был спущен со стапелей недоукомплектованным и, фактически, негодным к несению службы. Что не помешало ему получить название фрегат и до недавних пор служить лицом ВМСУ.
Проблемы с комплектацией и ремонтом в духе времени решали путем разборки систершипа Сагайдачного - сторожевого корабля Гетьман Дорошенко, который к 1991 году был почти готов. Но деньги на его достройку в начале 90-х растворились в неизвестном направлении. И его сделали донором запчастей для флагмана ВМСУ.
К слову, еще один корабль этой же серии, третий близнец Сагайдачного - Гетьман Байда-Вишневецкий, несмотря на 80–процентную готовность, был просто распилен на металлолом прямо на верфи. Собственно, как и сама верфь.
Запчасти для Гетьмана Сагайдачного добывали методом разборки его двойника почти тридцать лет – почти до 2013 года. После этого разбирать стало нечего. И уже в 2017 году поломался главный двигатель флагмана. И довольно обидно – сразу после планового ремонта.
Причина поломки обнаружилась быстро – руководство государственной верфи попросту украли деньги на ремонт – речь шла о 1 миллионе 600 тыс. гривен. И ограничились тем, что в народе называется подшаманить.
Генпрокуратура открыла тогда уголовное производство, но с течением времени дело о воровстве спустили на тормозах, никто в тюрьму не сел. Более того, с подрядчиков не удалось даже получить штрафных санкций в 668 тысяч гривен.
Фрегат вновь пришлось ремонтировать, на этот раз на восстановление его работоспособности ушло 91 миллион гривен. После этого флагман несколько раз выходил в море и даже принял участие в учениях Си-Бриз - 2018. Но запаса прочности хватило ненадолго. Уже тогда военным морякам стало очевидно, что на флагмане почти все системы жизнеобеспечения дышат на ладан. Не работало даже противопожарное оборудование. Поэтому в последние годы командование ВМСУ делало вид, что корабль как бы на ходу. Хотя уже было ясно, что выводить флагман в море можно лишь на малом ходу и очень осторожно.
По сути Гетьман Сагайдачный последние два года играл роль военно-морской декорации, служа для сугубо ритуально-торжественных церемоний и приема на борт высоких гостей.
При этом ремонт фрегата Гетьман Сагайдачный может превратиться в бесконечную историю.
Помимо других систем жизнеобеспечения, пришел в негодность главный двигатель Сагайдачного. И не просто потому, что исчерпан ресурс, а еще и из-за предыдущих так называемых ремонтов. Его не ремонтировали, а делали вид. Экономили даже на смазочных материалах. Сейчас стоит вопрос о том, что нужно либо делать капитальный ремонт двигателя, либо его менять. Для капремонта нужны запчасти, которые производятся только в России. Некоторые запчасти производились в Луганске и Донецке. После начала войны, замены не нашлось. Замена двигателя настолько дорогостоящая, что дешевле будет просто построить с нуля новый корабль - рассказали источники на одной из украинских верфей.
То есть, не исключено, что корабль может ждать участь его сестер по серии, распиленных на металлолом и разобранных на запчасти.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||