МиГ-25: судьба преданного самолёта
МиГ-25 на японском аэродроме
Версии
В тот день в дальневосточном истребительном авиаполку советских Войск противовоздушной обороны проходили учебные полёты. В соответствии с плановым заданием поднял в воздух свой МиГ-25 и старший лейтенант Виктор Беленко. Но на аэродром машина не вернулась, пишетиеженедельникиЗвезда.
В полку забили тревогу. Первое предположение - самолёт разбился. Поначалу такого же мнения придерживался и находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией Войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий: «Авиация - есть авиация. Всё может случиться. Ищите». Но искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский истребитель. Командованию стало ясно - это самолёт Виктора Беленко.
Старший лейтенант Беленко окончил Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище лётчиков и штурманов противовоздушной обороны. Затем был направлен в истребительно-авиационный полк ПВО, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке. Прошёл курс подготовки в Центре боевого применения и переучивания лётного состава авиации ПВО.
Официальная версия руководства СССР такова: лётчик Беленко потерял ориентировку и, не имея запаса топлива на обратный путь, произвёл вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, так оно могло и быть, но требовалось объяснить, почему Беленко, оказавшись в Японии, вскоре перебрался в США.
Военный билет старшего лейтенанта Виктора Беленко, который сейчас хранится в музее ЦРУ
Вскоре МИД, как казалось советским дипломатам, дал «убедительный» ответ: дескать, к лётчику применили специальные методы воздействия - миллионы японских телезрителей видели, как полицейские втолкнули Беленко в машину с накинутым на голову мешком. Никто не сомневался, что за таким «приглашением» Виктора Беленко в США стоят американские спецслужбы.
Американская версия - Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти всё, о чём может мечтать молодой человек, но не было главного - свободы. Однако сам Беленко весьма туманно объяснял свой поступок, видимо, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто получить свободу. Уже в 1970-х годах Беленко издал книгу, в которой объяснил свой поступок нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях. Этой версии придерживались и некоторые американские исследователи. В частности, автор широко известной книги «Раскапывая советские катастрофы» Джеймс Оберг.
Существует и третья версия, которой придерживаются многие бывшие сослуживцы Виктора Беленко, согласно которой «спусковым механизмом» этого происшествия стал супервысотный и сверхскоростной истребитель-перехватчик МиГ-25П (кодовое обозначение в НАТО - «Foxbat» - «Летучая лисица») разработки ОКБ имени А.И. Микояна, ну а сам Беленко - примитивный предатель, и организовали его побег американские спецслужбы.
Покоритель рекордов
МиГ-25 встал на крыло в 1964 году. Первый полёт опытного образца (вариант разведчика) лётчик-испытатель Александр Федотов выполнил 6 марта, а уже в сентябре поднял в воздух опытный истребитель-перехватчик. Впервые показанный в 1967 году на авиационном празднике в Москве истребитель Миг-25 произвёл на зап
2000
адных специалистов шокирующее впечатление, а его полёт стал поводом для специальных слушаний в Конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом советской авиации и приняли решение активизировать разработку истребителей F-14 и F-15.
Советский истребитель МиГ-25 обладал титулом самого скоростного боевого самолёта в мире
К тому времени разведка НАТО уже сделала рекламу МиГ-25. Сообщается, что разведчик «Фоксбэт-В», засечённый радаром, летел со скоростью 3 395 км/ч (М=3,2). А 5 октября 1967 года лётчик испытатель Михаил Комаров на экспериментальном самолёте, созданном на базе МиГ-25, отобрал у американцев, несмотря на величайшие скоростные возможности их стратегического разведчика Lockheed SR-71А, один из рекордов: в полёте по замкнутому 500-километровому маршруту была покорена скорость в 2 981,5 км/ч.
Результат недосягаем и для самолётов начала XXI века. Советский истребитель МиГ-25 получил титул самого скоростного в мире боевого самолёта, выполняющего задачу с применением вооружения - первым в мире из серийных истребителей достиг рубежа скорости 3 000 км/час.
К разработке нового истребителя-перехватчика Миг-25 приступили в конце 1950-х, когда перед ПВО страны была поставлена задача обеспечить защиту от высотных скоростных бомбардировщиков, которые разрабатывались в США и Великобритании - 3-маховых XВ-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте, однако они обладали относительно небольшой дальностью действия - до 40 км. Всю территорию страны охватить ими было невозможно, необходим был высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полёта более 500 километров, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».
Задача была возложена на ОКБ Артёма Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И к концу 1960-х годов был разработан многоцелевой высотный истребитель с практическим потолком 20 700 - 23 000 метров и дальностью полёта на сверхзвуке с М=2,35 в 1 250 километров. По меркам своего времени конструкция МиГ-25 (выпускался в двух вариантах - истребитель-перехватчик и разведчик-бомбардировщик) считалась выдающейся, поскольку позволяла летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука.
Интереснейший факт. В 1970 году несколько МиГ-25 были направлены для испытания в Египет, воевавший в то время с Израилем. По заданию разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ на высоте 20 000 метров буквально стрелой промчался над израильскими позициями, выполнив безукоризненно о ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert |