Человек дня: Георгий Товстоногов
28 сентября 1915 года родился режиссер Георгий Товстоногов
Личное дело
Георгий Александрович Товстоногов (1915-1989) родился в Тифлисе (по официальной версии) в семье видного инженера-железнодорожника, при царе занимавшего высокий пост в Министерстве путей сообщения. Мать — грузинка Тамара Папиташвили, была певицей, училась в Санкт-Петербургской консерватории.
Георгий очень рано пошел в школу и окончил ее в 15 лет. В детстве часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок. После школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где отец занимал должность заведующего кафедрой эксплуатационного факультета. Но, проучившись два года, понял, что это не его и что его призвание – театр.
В 1931 году Георгий устроился актёром и ассистентом режиссёра в Тбилисский русский Театр юного зрителя, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Николай Маршак.
В 1933 году Товстоногов поставил в ТЮЗе свой первый спектакль — «Предложение» (А. П. Чехов). В том же году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, где учился у известных театральных режиссёров Андрея Лобанова и Алексея Попова. При этом он продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль. За время учебы поставил там спектакли «Женитьба» Николая Гоголя (1934), «Музыкантская команда» Леонида Любашевского (1935), «Голубое и розовое» Александры Бруштейн (1936), «Троянский конь» Фридриха Вольфа (1937) и другие.
В 1937 году отец Товстоногова был репрессирован как японский шпион. В результате Георгий как «сын врага народа» был отчислен с четвёртого курса. Спустя несколько месяцев он был восстановлен - после того, как Сталин произнёс знаменитую фразу «Сын за отца не отвечает».
В 1938 году Георгий Товстоногов окончил ГИТИС, после чего шесть лет - с 1938 по 1946 год - проработал режиссёром Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первой его постановкой там стали «Дети Ванюшина» по пьесе Сергея Найденова (1938). В этом театре молодой режиссер поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили «Кремлевские куранты» Николая Погодина (1940), «Парень из нашего города» Константина Симонова (1941), «Школа злословия» Ричарда Шеридана (1942), «Ленушка» Леонида Леонова (1943) и «Лисички» Лилиан Хеллман (1945).
В 1946 году Товстоногов перебрался в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), а также режиссёром Центрального детского театра (1946—1949), где поставил «Тайну вечной ночи» Игоря Луковского (1949, совместно с Анной Некрасовой) и «Где-то в Сибири» Ирины Ирошниковой (1949).
Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград, где стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Именно работа в этом театре сделала его знаменитым.
Товстоногов выпускал в среднем по четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. При этом практически каждый спектакль становился значимым явлением театральной жизни.
Но настоящим событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Всеволода Вишневского, поставленная Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. Пушкина (ныне Александринский театр драмы). Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС. Удостоенный позже Ленинской премии, этот спектакль сыграл важную роль в судьбе режиссёра.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ) имени Максима Горького. Партийные органы Ленинграда уготовили ему роль спасителя этого «первого пролетарского театра», переживавшего тяжелые времена.
На тот момент БДТ находился среди аутсайдеров ленинградской театральной жизни, поскольку за предыдущие семь лет в нём сменилось четыре главных режиссёра, а порой он вообще работал без главного режиссёра, управляясь режиссёрской коллегией. Труппа, в которой было немало талантливых актеров, просто выживала неугодных режиссёров. В этих условиях у театра не было ни продуманной репертуарной политики, ни, соответственно, «своего» зрителя. Из-за крайне низкой посещаемости и непомерно раздутых штатов образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.
Товстоногов, уже сделавший себе имя, не сразу согласился на это предложение, но всё же 13 февраля 1956 года принял пост главного режиссёра БДТ. В марте того же года стал Народным артистом РСФСР.
Получив от руководящих инстанций широчайшие полномочия, он сразу начал с очень жестких мер, уволив более 30 актёров — почти треть труппы. На своей первой встрече с коллективом, коснувшись темы «съедания» труппой предыдущих руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».
Первый год Товстоногов посвятил привлечению в театр зрителя. Он начал с легких комедий, в которых заблистали актеры, уже работавшие в труппе, - Нина Ольхина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик. Открывая новый сезон 1956 года, он выпустил в БДТ одну за другой три комедии: 21 сентября — «Шестой этаж» Альфреда Жери, 6 ноября — «Безымянную звезду» Михаила Себастьяна, а 31 декабря — спектакль «Когда цветет акация» Николая Винникова, ставший визитной карточкой обновленного БДТ. И добился своего – зритель пошел в театр. О необычных, веселых, музыкальных спектаклях заговорил весь город.
В начале 1957-го настало время создания нового БДТ. Первым программным спектаклем «театра Товстоногова» стал представленный в марте «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград». Режиссер поставил спектакль как «героическую комедию», центральным конфликтом которой стал выбор между свободой и рабством.
31 декабря 1957 года состоялась премьера спектакля «Идиот» Федора Достоевского, в котором князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Эта постановка стала одним из самых значимых событий отечественного театрального искусства, «великой легендой русского театра XX века».
Годы спустя Товстоногов писал: «Нас не интересовала проблема власти денег в 60-х годах прошлого столетия, нас интересовало другое: Достоевский через образ Мышкина апеллирует к самым сокровенным тайникам человеческой души. От общения с кристально чистым и неизмеримо добрым человеком — князем Мышкиным — люди сами становятся чище и добрее. Доброта Мышкина побеждает многие низменные чувства окружающих его людей…».
Именно эта трактовка и сделала спектакль актуальным в годы хрущевской оттепели. «Для нашей сцены пятидесятых годов, — вспомин ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||