Городские путешествия. Дом на Невском проспекте со скругленным углом
Дом № 1 по Невскому (тот случай, когда можно не указывать ни город, ни характер самого объекта — ясно, что не переулок и не мост) имеет ласково скругленный угол. Будто бы специально для того, чтобы любитель городских прогулок не вошел в него, а плавно влился. Больше того, этот дом неоднократно перестраивался, но скругленный угол был всегда. Мудрость, переходящая из поколения в поколение.Но не следовало ожидать подобной мудрости от внутреннего содержания этих стен. Наоборот, там парадокс сидел на парадоксе, да еще и парадоксом погонял.
Первый дом возник здесь в 1770-е. Четыре этажа, скругленный угол, ранний классицизм. Владелец здания, саксонец Гейденрейх, перетащил сюда, к истоку Невского, из середины всё того же Невского гостиницу «Лондон» и при ней — «Гейденрейский трактир». Реклама обещала многое: «Здешний содержатель трактира города Лондона Георг Гейденрейх уведомляет почтенную публику, что он с 1 числа мая сего 1781 года перевел сей трактир в собственный его дом, стоящий по Невской перспективе, насупротив адмиралтейства... построенный по образцу иностранных гостиниц, где все приезжие сюда найти могут как для себя, так и для свиты своей всевозможные выгоды, коих они в партикулярных домах получить не могут».
Фото 1901 года
Одно он не учел — обилие всякого рода городских волков, которых ноги кормят. Один из постояльцев удивлялся: «Сейчас выгнал от себя целую толпу спекулаторов. Лишь только я возвратился в свою комнату, является ко мне француз, напудренный, в очках и с узлом в руке. Кланяется, развязывает узел и между тем исковерканным русским языком объявляет мне, что пришел чистить мне зубы, что у него чудесный порошок, прелестные щеточки и зубы всякого рода: перламутровые, серебряные и проч., и проч. В удивлении, в безмолвии рассматриваю я его фигуру. Он подходит ко мне, просит садиться, я сажусь, а он просит меня открыть рот и опять уверяет, что никто лучше него не умеет чистить зубы. Я встаю и весьма учтиво прошу его оставить меня в покое; он начал было опять говорить о своих щетках и порошках, но я указал ему двери. Он ушел, но вслед за ним является итальянец с духами, помадою и проч. За итальянцем — портной с готовым платьем; за портным — извозчик с предложением карет и дрожек; за извозчиком является фокусник».
И так далее.
Правда, всё это не смущало Александра Герцена. Он снимал в «Лондоне» двухместный номер, платил 40 рублей в неделю и был всем доволен.
А еще здесь находилась «Немецкая лавка», в которой продавались «аглинские белые лайковые перчатки». Но это уже, как говорится, цветочки.
Обсудите в соцсетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||