Человек дня: Михаил Бабушкин
6 октября 1893 года родился Михаил Бабушкин, полярный летчик, Герой Советского Союза
Личное дело
Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938) родился в деревне Бордино Московской губернии, вблизи поселка Лосиноостровский в семье лесного сторожа. Потом семья жила в Перове и в Лосиноостровской. Учился Михаил в школе деревни Раево на северо-востоке Москвы – ныне там находится улица Вешних вод. После школы поступил «мальчиком-учеником» в бакалейный магазин, открывшийся в дачной местности Лосиноостровской. Целый год, не получая платы (так как числился в учениках), разносил продукты по дачам, подметал полы в лавке, помогал приказчикам отпускать товары покупателям.
Разнося продукты, Михаил познакомился с одним из дачников - инженером-железнодорожником, который устроил его – опять же «мальчиком» – в телефонно-телеграфные мастерские Северной железной дороги. Спустя восемь месяцев ему положили первую зарплату – 12 целковых в месяц.
Желая учиться дальше, по вечерам посещал московские технические курсы, где изучал двигатели внутреннего сгорания. С семи часов утра до шести вечера Бабушкин работал в мастерской, а после гудка отправлялся в центр города на курсы и занимался еще два-три часа. Только к полуночи, смертельно уставший, он добирался до койки. После обучения некоторое время проработал автомехаником, разъезжая по стране и устанавливая двигатели фирмы «Бенц».
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Бабушкин был призван в армию, окончил Гатчинскую военно-авиационную школу, в 1915 году получил звание летчика и был оставлен при школе инструктором.
После Октябрьской революции был вместе со школой переведен в Харьков, а после начала Гражданской войны – в Самару. После восстания Чехословацкого корпуса школа была захвачена белыми и вместе с самолетами отправлена на восток – сначала в Сибирь, а потом в Приморье. Оказавшись в Спасске, в апреле 1920 года участвовал в захвате города партизанами, был ранен в ногу. Лечился во Владивостокском госпитале, переболел тифом. После излечения вернулся в Спасск, который еще находился в руках белых. Товарищи по школе скрыли его участие в партизанском отряде и Бабушкина снова зачислили летчиком-инструктором. После штурма Спасска и бегства из города белых, летная школа в декабре 1922 года была отправлена обратно в Москву.
В 1923 году Михаил Бабушкин был демобилизован, поступил в Гражданский воздушный флот. Начал летать на «Юнкерсе-13», занимался опытной аэрофотосъемкой.
Первый раз Бабушкин оказался в Арктике в 1926 году – его отправили на воздушную разведку гренландского тюленя для судов зверобойной экспедиции в горло Белого моря. С той поры почти каждую зиму Бабушкин работал на Севере на разведке зверя.
В 1926 году участвовал в Марийской аэрофотоэкспедиции - летал над сплошным массивом леса, не имеющим ни одной посадочной площадки. Малейшая оплошность могла стоить жизни всем участникам экспедиции, тем более что в сплошном лесном массиве было очень трудно ориентироваться. Эта аэрофотосъемка позволила начать лесоустройство и эксплуатацию огромных богатств Волжско-Камского края. Если бы она производилась обычным путем, то потребовала бы трех-четырех лет. Бабушкин произвел эту работу в течение нескольких месяцев. Им было заснято около миллиона десятин леса.
Снова работая на зверобойном промысле в 1927 году, Бабушкин летал на самолете «Латышский стрелок» с мотором в сто восемьдесят пять сил. За три месяца работы он сделал двадцать три воздушные разведки, зачастую вылетая при морозе -25–30° и проходя за один рейс до шестисот километров. Всего «Латышский стрелок» Бабушкина прошел за сезон тринадцать тысяч километров. Авиаразведкой было обнаружено пятнадцать колоссальных стад гренландского тюленя, по ее результатам было добыто сто семьдесят тысяч голов зверя.
В 1928 году Михаил Бабушкин участвовал в поисках экспедиции Нобиле. Дирижабль «Италия» конструктора и воздухоплавателя Умберто Нобиле погиб в Арктике 25 мая 1928 года. В спасательных операциях было задействовано восемнадцать морских судов, двадцать один самолет и около полутора тысяч человек. Решающими оказались операции, которые были предприняты советским правительством. Всех оставшихся в живых членов экипажа, кроме Нобиле, которого вывез со льдины шведский летчик Лундборг, спасла 12 июля советская экспедиция на ледоколе «Красин». Но раньше «Красина» на поиски нобилевцев направили ледокольный пароход «Малыгин». «Красин» с летчиком Б. Г. Чухновским огибал Шпицберген с западной стороны. К восточным берегам Шпицбергена шел «Малыгин» с Бабушкиным. На судно погрузили небольшой одномоторный самолет «Ю-13» - машину в разобранном виде установили на корме, где для этого устроили специальную, очень прочную площадку. Самолет в разобранном виде спускали на лед и там собирали. Затем, после полетов, его каждый раз снова разбирали и поднимали на борт.
Мировая печать восторженно писала об арктических полетах Бабушкина - старт с дрейфующей льдины и возвращение на нее раньше никогда не практиковались. Незадолго до этого один из знатоков арктических льдов – норвежский профессор Харальд Свердруп категорически утверждал, что летом посадка самолета на лед невозможна. Бабушкин блестяще опроверг это утверждение, совершив на одной и той же машине пятнадцать таких посадок. За участие в спасении экспедиции Нобиле он был награжден орденом Красного Знамени.
В 1933-34 годах Михаил Бабушкин участвовал в знаменитом походе парохода «Челюскин». На крохотном самолете-амфибии «Ш-2» он проводил для «Челюскина» ледовую разведку, поднимал для осмотра льдов капитана В. И. Воронина, возил на остров Врангеля руководителя экспедиции академика О. Ю. Шмидта.
После гибели парохода на спасение челюскинцев направили летчиков-добровольцев, но каждый их прилет на льдину был сопряжен со смертельным риском. Летевший с Аляски на купленном в США «Флейстере» С. А. Леваневский, попав в метель, лишь чудом посадил самолет на побережье Чукотки. Этим он спас уполномоченного правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г. А. Ушакова и американского борт-механика Клайда Армистета, но самолет разбил и сам был серьезно ранен. Чтобы не рисковать чужими жизнями, Бабушкин умудрился починить свой «Ш-2» «домашними средствами», вывез на нем механика Георгия Валавина на материк и возглавил там подготовку аэродрома к приему других самолетов.
В 1935 году Михаил Бабушкин участвовал в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко».
В мае 1937 года Бабушкин в качестве второго пилота участвовал в первой в мире посадке самолета на Северный полюс. Самолет-гигант АНТ-6, который пилотировал Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, доставил на лед оборудование и участников экспедиции дрейфующей станции «Северный Полюс-1». За проявленное при этом мужество и героизм Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1937—1938 годах Бабушкин участвовал в поисках са ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||