Система быстрых платежей: технологическое развитие и изменения для бизнеса с 1 октября
Наталья Ключевская
alexlmx / Depositphotos.com В эпоху развития цифровых технологий, которое не обошло стороной и банковскую сферу, в экосистеме платежей на основе онлайн-расчетов стремительными темпами развивается и система быстрых платежей (далее – СБП) – сервис Банка России, позволяющий физическим лицам совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона в любой банк – участник СБП, а также производить оплату товаров и услуг в розничных и интернет-магазинах. Несмотря на то что СБП была запущена не так давно – 29 января 2019 года, а полноценно стартовала только 1 октября того же года, она уже зарекомендовала себя как удобная, выгодная и простая в применении система для осуществления платежей – причем как для физлиц, так и для бизнеса.
Представитель Департамента национальной платежной системы Банка России Евгений Рыбалко в ходе состоявшегося на прошлой неделе вебинара, посвященного теме оплаты товаров и услуг с помощью мобильного телефона, отметил, что совокупный объем проведенных через СБП операций между гражданами составляет 3,9 млрд руб., общая сумма платежей физлиц в пользу юрлиц – более 25 млрд руб. А число пользователей с 2 млн в 2019 году возросло до 35 млн на текущий момент. Заметна и динамика роста числа субъектов МСП, которые принимают платежи с использованием СБП, – их количество увеличилось с 200 в 2019 году до 98 тыс. в настоящее время.
На особенностях СБП, ее преимуществах и изменениях с 1 октября остановимся более подробно.
Особенности СБП
СБП разработана Банком России и АО Национальная система платежных карт. Регулятор является оператором и расчетным центром системы, а НСПК – операционным платежным и клиринговым центром.
В каких случаях при р
b50
азрешении взаимных претензий между плательщиком и получателем средств можно привлекать банки? Ответ на этот вопрос можно найти в материале Наличные и безналичные расчеты в Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
СБП изначально была внедрена для осуществления физлицами мгновенных переводов по номеру мобильного телефона в любой банк – участник СБП. Но на втором этапе ее развития уже была реализована возможность проводить платежи физлиц в пользу юрлиц за товары и услуги в розничных магазинах и Интернете. Сама экосистема платежей на основе онлайн-расчетов в настоящее время представлена платежами: С2С – переводы между физлицами по номеру телефона; С2В – оплата товаров и услуг по QR и в Интернете; В2С – выплаты от организаций в пользу физлиц (например, возвраты ранее осуществленных покупок или выплаты в рамках услуг, оказанных физическим лицом юридическому). По словам Директора по продажам АО НСПК Андрея Ковригина, в ближайшее время к этому перечню добавится сценарий В2В – расчеты между организациями.
При этом в самом распространенном у бизнеса сегменте СБП – сегменте С2В-переводов уже зарегистрировано более 60 банков, свыше 170 тыс. торгово-сервисных предприятий, которые могут принимать средства, а число клиентов превышает 1,3 млн. Наибольшей популярностью такие инструменты пользуются в части оплаты: потребительских товаров (27%); брокерских и финансовых услуг (23%); услуг страховых компаний (12%); услуг связи (11%). Еще 27% приходится на иные сегменты бизнеса.
Текущие сценарии использования СБП достаточно разнообразны:
1QR-наклейка – когда предоставленный банком многоразовый QR-код распечатывается и выставляется в удобном для покупателя месте, покупатель его считывает банковским приложением, вводит сумму и подтверждает платеж, а банк отправляет кассиру уведомление о поступившем платеже. Такой сценарий актуален для точек с небольшим потоком людей – киосков, ярмарок, хостелов, парикмахерских, маникюрных салонов, паркингов, небольших магазинов, фитнес-клубов.
2QR-код на кассе – когда предоставленный банком QR-код отображается покупателю на экране кассы или платежного терминала, на экране любого стороннего приложения, на платежной странице при оплате на сайте либо печатается на документе, наносится на посылку, отправляется пользователю в электронном письме или в мессенджере, а равно предоставляется любым другим способом. Как и при использовании QR-наклейки, покупатель считывает QR-код банковским приложением, проверяет детали платежа и подтверждает его, а банк отправля
b50
ет кассиру уведомление о поступившем платеже. Такой сценарий подходит для торговых точек, оснащенных кассами или иным оборудованием, на котором можно показать QR-код.
3Мгновенный счет – операции по осуществлению платежей C2B (платежи физлиц в пользу юрлиц) для интернет-торговли при оплате клиентом товаров или услуг с мобильного устройства.
4Подписки – однократные или регулярные списания средств в пользу бизнеса.
В ходе мероприятия Андрей Ковригин привел примеры применения: QR-кода – POS-терминал, настольные таблички, квитанция на оплату, пречек, сайт магазина, терминал самообслуживания, демонстрация на смартфоне курьера, банер, листовка, плакат; кнопки оплаты по СБП – на сайте магазина, электронной почте и в приложении; платежной ссылки – в мессенджере, электронной почте.
Для подключения к СПБ достаточно обратиться в банк – участник системы, в котором открыт расчетный счет, подписать с ним договор об оказании операционных услуг, услуг платежного клиринга, выбрать оптимальный для себя сценарий использования и при необходимости произвести интеграцию по API-каналам. После этого останется только довести до сведения своих покупателей информацию о новом способе оплаты и начать принимать платежи.
Андрей Ковригин отметил, что СБП – по сути, это одно платежное решение на все каналы оплаты для бизнеса независимо от того, где находится точка взаимодействия компании с покупателем. Причем это не QR-код, как привыкли ее ассоциировать пользователи, а платежная ссылка, которая может быть использована и в виде QR-кода, и в виде кнопки оплаты на сайте, ссылки в мессенджере, бесконтактного платежа по NFС, подписки и т. п. Также, по словам эксперта, в настоящее время отрабатывается механизм реализации программы лояльности с помощью СБП – предполагается, что СБП через платежный виджет будет встраиваться в программу лояльности компаний.
По данным официального сайта СБП, в настоящий момент участниками системы являются 208 банков, при этом к системе платежей C2B подключено более 60 банков, в том числе все системно значимые банки – Сбербанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, Совкомбанк, Московский Кредитный Банк, Банк ВТБ, Альфа-банк, ФК Открытие, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит Банк, Банк ГПБ. В 2021 году к этому списку добавилось также АО Тинькофф Банк (Информационное сообщение Банка России от 11 октября 2021 г. Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций).
Преимущества СБП