ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ
Наталья Ключевская
IconicBestiary / Depositphotos.com Несмотря на то что учебный год начался только полтора месяца назад, школьники, родители, педагоги и органы управления в сфере образования уже озадачены вопросами организации и проведения всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), а также экзаменационной кампании – 2022. Как показал анализ вопросов, собранных к Всероссийской встрече с родителями, интерес к этим темам по-прежнему связан с нестабильной эпидемиологической ситуацией по COVID-19 в стране, которая уже на протяжении двух лет вносит свои коррективы не только в формат обучения, но и в порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).
Поскольку динамику развития пандемии сложно спрогнозировать на будущее, но все участники образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы заранее начать готовиться к экзаменам, федеральные органы власти в сфере образования уже сейчас прорабатывают разные сценарии организации и проведения экзаменационной кампании. О планах уполномоченных органов по этому и иным актуальным вопросам текущего учебного года на состоявшейся вчера встрече с родителями рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Ключевыми темами для обсуждения стали ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
ОГЭ
Главным вопросом, который интересует родителей обучающихся 9-х классов, является вопрос о количестве обязательных к сдаче в следующем календарном году экзаменов. Напомним, порядок проведения ОГЭ в 9-х классах и в прошлые учебные годы был нестабильным – так, в 2020 году сдачу ОГЭ для получения аттестата отменили, итоговые оценки в аттестате выставляли по годовым, а в 2021 году выпускники 9-х классов сдавали только 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а экзамены по предметам по выбору проходили в школах в виде контрольных работ.
Как отметил Анзор Музаев, практика полной отмены экзаменов в прошлом году привела к снижению мотивации обучающихся, в связи с чем в текущем году было решено провести 2 экзамена по обязательным предметам, хотя и такой подход глава Рособрнадзора назвал полурешением, так как результаты показали низкий уровень подготовки, обусловленный тем, что учителя и обучающиеся надеялись, что и в этом году экзаменов не будет. Помимо этого, проведение контрольных работ
10f8
в рамках ГИА в школах вместо экзаменов по выбору было неудобным для многих школ и в плане организации – из-за этого им пришлось менять расписание, а некоторым – и вовсе отменять занятия или корректировать формат обучения для остальных обучающихся.
Что касается проведения ОГЭ в 2022 году, то Рособрнадзор не торопится принимать конкретное решение по этому вопросу, так как пока неясно, какая эпидемиологическая ситуация будет весной и летом следующего года. Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Постановление, в рамках которого ведомство может варьировать форматы экзаменов и устанавливать количество обязательных экзаменов, действует до 1 января 2022 года, поэтому время на принятие соответствующих решений еще есть, – отметил Анзор Музаев.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем уже идут разговоры о возможном возврате к доковидному порядку проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ, и глава Рособрнадзора призывает учителей, родителей и школьников готовиться именно к такому формату экзаменов. Напомним, последний традиционно включает в себя 4 экзамена по следующим учебным предметам:
- по русскому языку и математике – обязательные учебные предметы;
- по выбору обучающегося по любым двум учебным предметам – физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский), ИКТ (п. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513).
Высказался он и по поводу целесообразности включения в число экзаменов по выбору такого предмета, как физическая культура. Анзор Музаев отметил, что физкультура – важный предмет для здоровья, но его сдача в рамках ОГЭ не предусмотрена действующим ФГОС. Поэтому он призвал использовать иные методы популяризации этого предмета, нежели экзамен.
ЕГЭ
Большинство вопросов, поступивших в Рособрнадзор, касались порядка проведения ЕГЭ в 2021/2022 учебном году. Анзор Музаев сообщил, что, как и в 9-х классах, в 11-х классах планируется вернуться к старому порядку сдачи ЕГЭ, в частности, включить в перечень обязательных экзаменов для получения аттестата ЕГЭ по базовой математике. В прошлом учебном году было сделано послабление в этой части – выпускникам 11-х классов, которые не планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно было сдать государственный выпускной экзамен по двум предметам – русскому языку и математике, а тем, кто собирался учиться в вузе, – ЕГЭ по необходимым для поступления предметам, а для получения аттестата им было достаточно только результатов ЕГЭ по русскому языку.
При этом увеличивать список предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ, не планируется. Та модель, которая существует, – самодостаточная, мы не планируем вводить какой-то дополнительный обязательный предмет, – отметил глава Рособрнадзора, добавив, что аналогичной позиции придерживается и Минпросвещения России.
Относительно организации досрочного периода сдачи ЕГЭ ситуация не такая однозначная – поскольку сейчас наблюдается рост заболеваемости COVID-19 и, по прогнозам, следующий пик будет приходиться на конец марта – апрель, то есть как раз на тот период, в который обычно проходит досрочный этап сдачи ЕГЭ, поэтому заранее решить вопрос с датами досрочного этапа сдачи экзаменов нет возможности. Предполагается, что если прогнозы оправдаются, то все экзамены пройдут в одну летнюю волну. Более того, в Рособрнадзоре уже задумываются над целесообразностью проведения
1c40
досрочной сдачи экзаменов. Когда-то он создавался под ребят, которые участвуют в соревнованиях, для тех, кто болеет и кому предстоит сложное лечение. Но ковидные годы показали, что одной волны с резервными днями вполне хватает всем, поэтому не будет ничего страшного, если досрочный этап перенесут в основной, – подчеркнул глава службы.
Также он обратил внимание, что досрочная волна – это не дополнительный шанс, предоставляющий возможность выпускникам в случае неудачной сдачи пересдать экзамен в основной этап. Он создан только для тех обучающихся, которые по объективным причинам не смогу ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||