Специалисты рассказали, как маркетплейсы изменили малый бизнес
Еще вчера малый бизнес находил покупателя преимущественно посредством соцсетей и профильных ярмарок. Сегодня любой производитель или продавец может выйти на всероссийский рынок, используя один только смартфон. Такая возможность появилась благодаря маркетплейсам — огромным виртуальным супермаркетам, где продавцу и покупателю гораздо легче найти друг друга.
Ритейл уходит в цифру
Наступает глобальная эпоха D2C (Direct-to-Consumer) — прямых продаж потребителям от производителей. Ozon подсчитал финансовые и операционные итоги за первое полугодие 2021 года. Количество заказов на Ozon выросло на 180% по сравнению с предыдущим годом и составило 40,9 млн рублей. Оборот от продаж (GMV), включая услуги, вырос на 94% год к году, до 89 млрд рублей (c НДС), несмотря на то что во втором квартале 2020 года годовой рост также был высок и составил 188%. Количество продавцов платформы к 30 июня достигло практически 50 тысяч, то есть по сравнению с предыдущим годом выросло в три с лишним раза, а ассортимент товаров составил 27 млн позиций. Впрочем, выросли количество и частота заказов, в то время как средний чек по ним продолжал снижаться, отметили аналитики Goldman Sachs. Рост продаж Ozon опередил самые смелые прогнозы; это связано с очень быстрым ростом количества заказов (на 180%, на 40,9 млн в сравнении с предыдущим годом), ускорением доставки и расширением ассортимента, полагает аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин.
Продажи Wildberries за аналогичный период, I полугодие 2021 года, выросли на 82% с начала года, компания за полгода выполнила почти столько же заказов, сколько за весь предыдущий год. Оборот компании вырос на 70% и достиг 303 млрд рублей с учетом возвратов. Только во втором квартале оборот Wildberries составил 163,6 млрд рублей.
Несмотря на первенство на российском рынке, средний чек на Wildberries по результатам 2020 года упал и ещё снизился в 2021 году. Замечая, что площадка не справляется с растущими масштабами, потребитель предпочитает не заказывать здесь дорогостоящие товары. Отметим, что у большинства лидеров российского e-commerce средний чек вырос, причём у «Ситилинка», ДНС и «М.Видео» — существенно.
Сегодня на российском рынке присутствуют свыше десяти маркетплейсов, у которых высокий потенциал роста: «Озон», Wildberries, «Яндекс.Маркет», «Алиэкспресс», «Ситилинк», ДНС, «Казанэкспрес», «СберМегаМаркет», «М.Видео», «Сима-ленд», «Детский мир» и ряд других.
По оценкам портала Data Insight, за первое полугодие 2021 года через российский e-commerce прошло 675 млн заказов (+94% к тому же периоду 2020 года) на сумму 1750 млрд рублей (+47%). Темпы роста по количеству заказов — рекордные за все время наблюдений. При этом у многих маркетплейсов рост в денежном выражении снижается, средний чек заказа падает.
Рост первой пятёрки маркетплейсов (учитываются продажи в российском сегменте, сделанные непосредственно с сайтов компаний, без учёта мобильных приложений и партнёрских программ), сообщает Data Insight, составляет для онлайн-продаж и заказов соответственно: wildberries.ru — 96% и 100%, ozon.ru — 144% и 133%, citilink.ru — 47% и 23%, dns-shop.ru — 117% и 82%, mvideo.ru — 100% и 71%. Российский Aliexpress, оказавшийся на девятом месте, вырос на 117% и 218%. То есть мы наблюдаем, что борьба за потребителя развернулась нешуточная.
Зачем малому бизнесу маркетплейсы
Благодаря маркетплейсам селлеры имеют возможность выйти на федеральный уровень, минуя все этапы масштабирования. Это существенно сокращает их затраты на развитие своей площадки — ведение и рекламу в соцсетях, разработку, содержание и продвижение сайта.
Активному развитию маркетплейсов способствует ещё один важный пункт — изменение алгоритмов социальных сетей. Всего два-три года назад можно было небольшими ресурсами развить блог в Instagram и начать продажи. Сейчас, когда соцсети следуют принципу «хочешь популярный блог — плати наравне с популярными ребятами за рекламу» — блокируют и пессимизируют (существенно понижают) ваши посты за любую мелочь, это крайне сложно. В то же самое время выйти на маркетплейс становится всё легче. Можно даже сказать, что сегодня присутствует некоторая конкуренция за селлера между маркетплейсами и соцсетями, но не в пользу последних.
Стать селлером легко, если знаешь как
Выйти на маркетплейс не намного сложнее, чем зарегистрироваться в Instagram или «ВКонтакте». Но для предпринимателя, впервые выходящего на большой рынок, регистрация порой кажется непонятной, оттого — трудоемкой. Люди, способные просчитывать сложные сделки, могут плохо разбираться в тонкостях электронных площадок; так бывает. Более того, они и не обязаны разбираться в этих тонкостях. Сегодня для успешной работы с маркетплейсами нужны специфические навыки, знания из очень разных сфер — от очевидных фото- и видеографии до умения привлекать инвестиции.
Необходимость в компетенциях повлекла за собой появление целой прослойки новых компаний и целого ряда новых профессий: специалистов, сопровождающих селлера при выходе на маркетплейс и далее. Это новый рынок труда, новые рабочие места, новые возможности для стартапов. На старте этой волны мы сами создали Seller Help, тогда еще не предполагая, насколько бизнес по сопровождению селлеров перспективен.
Представители малого бизнеса, во всяком случае на старте, конечно, не станут заводить собственного менеджера по маркетплейсам. Они обратятся к одному из техпартнёров крупной площадки, например к нам, в Seller Help. Первое, что мы делаем, — развеиваем страхи. Половина первого разговора уходит на то, чтобы объяснить, что маркетплейсы не кусаются, что это не так дорого, долго и сложно. Потому что вокруг маркетплейсов и онлайн-торговли до сих пор очень много мифов.
Потом мы помогаем сформировать пакет документов, необходимых для того, чтобы продаваться на маркетплейсе. Рассказываем, какие нужны документы, где их лучше получать, какой выгоднее завести счёт. Действуем как тренер, готовящий бойца для ринга, чтобы он понимал, когда нужно уворачиваться, а когда — бить. Также мы получаем информацию о товаре продавца и помогаем выбрать маркетплейс, более подходящий для нашего клиента, заполнить документацию для регистрации на самом маркетплейсе.
Объем, от которого предприниматель перестает продавать продукцию через Instagram и выходит на маркетплейс, сильно зависит от продукции. Если у нас представитель малого бизнеса, допустим, вручную изготавливает плетёные корзинки, скорее всего, он в Imstagram и останется. Или ему придётся увеличить объёмы производства, нанять сотрудников, либо закупать аналогичную продукцию у другого мастера. В противном случае селлеру будет очень тяжело выйти на маркетплейс — просто потому что у него нет достаточного количества товара. Вот когда он будет готов аккумулировать либо на собственных складах, либо на складе маркетплейса определенный запас продукции — можно смело идти на большую п ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||