Иранский проект в Сирии: начало конца?
В ходе недавних воздушных налетов на территорию Сирии, приписываемых израильским ВВС, были атакованы объекты в центре и на севере страны. Но среди них отсутствовала ключевая цель последних лет: международный аэропорт в Дамаске. И это не случайно.
С тех пор, как Израиль начал принимать меры против иранского присутствия в Сирии с конца 2017 года, произошел ряд изменений. В начале 2019 года СМИ сообщили, что иранцы эвакуировали свои силы из района аэропорта после многочисленных израильских атак. Однако они вернулись туда через год и вот недавно снова сократили свое присутствие в этом районе.
Это изменение связано с давлением на Дамаск со стороны России и самих сирийцев. Для президента Сирии Башара Асада израильские атаки по аэропорту, которые были видны и в столице и близлежащих районах были тяжелым ударом. Благодаря значительной российской помощи власть режима стабилизировалась, но атаки по столице показывали, что дела обстоят не очень хорошо. После нового давления Иран сосредоточил большую часть своей деятельности на базе ВВС Т-4 к востоку от Хомса, которая находится намного дальше от границы с Израилем.
И это не единственное изменение в деятельности Тегерана. По оценкам различных западных разведывательных источников, число проиранских шиитских ополченцев в Сирии сократилось вдвое - с 20 до 10 тысяч человек. Тегеран испытывает трудности с финансированием сирийского проекта, даже после резкого скачка цен на нефть, которые в этом месяце достигли 80 долларов за баррель после падения до нуля в начале пандемии.
Официальные представители Израиля обычно склонны рисовать картину угрожающего вторжения Ирана в регион, чтобы подчеркнуть опасность, которую представляет режим аятолл. Но на самом деле, похоже, что за последний год тенденции изменились. Иран столкнулся с серьезными трудностями, особенно после ликвидации Соединенными Штатами командующего силами «Аль-Кудс» корпуса Стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани в январе 2020 года.
Параллельно предпринимаются попытки нормализовать отношения между арабским миром и сирийским режимом. Оттепель в отношениях между Сирией и Иорданией, в результате которой вероятно, будут открыты пограничные переходы, призвана улучшить экономическую ситуацию обеих стран. Положение Иордании вызывает особую тревогу. Король Абдалла сталкивается с жесткой критикой внутри страны в связи с фактами коррупции, опубликованных в так называемых «Документах Пандоры». Кроме того, в стране резко возросла безработица: почти четверть рабочей силы, в том числе половина молодежи не имеют работы. Как обычно в кризисных ситуациях, король перетасовал свое правительство - четвертый раз за год.
Амман очень нуждается в помощи Израиля. Вот почему на этой неделе между Иорданией и Израилем было достигнуто соглашение об увеличение квоты на воду, поставляемую в страну. Бывший премьер-министр Нетаниягу раскритиковал Беннета за это решение. «Он дает им воду, а они перекачивают нефть в Иран». Но Нетаниягу больше любого из нас знает о значительном вкладе Иордании в безопасность Израиля. Достаточно вспомнить сообщения в арабских СМИ о том, что самолеты, бомбившие районы возле Хомса, прибыли с южной стороны, то есть они пролетели через воздушное пространство Иордании.
В Ливане, подвергающемуся интенсивному иранскому влиянию, продолжается процесс внутреннего коллапса. Новый порог, казалось, был достигнут в начале недели, когда национальная электросеть отключилась на целый день. «Хизбалла» пытается до некоторой степени ликвидировать энергетический кризис с помощью танкеров с нефтью, прибывающих из Ирана.
Однако дальше дела пошли гораздо хуже. В четверг, 14 октября в Бейруте разразился один из самых сильных кризисов за последние десятилетия. По меньшей мере, шесть человек были убиты и десятки ранены во время протеста, организованного «Хизбаллой» и ее союзниками против главного судьи, расследовавшего прошлогодний взрыв в порту города.
На этой неделе сирийский диссидент Камаль Табат написал в своем Твиттере о громадном разрыве между военной мощью, которую демонстрирует «Хизбалла», с ее громадным арсеналом ракет и публичными угрозами Израилю, и мрачной ситуацией в стране, когда экономика и государственные институты почти не функционируют. Как образно выразился Табат: если сравнить Ливан с человеком, то это «определенно депрессивный тип, живущий в разбитом трейлере, где под матрацем, вытащенном из мусорного бака он устроил тайник с оружием из пяти пистолетов».мос Харэль, «ХаАрец», В.П. На снимке: небо над Дамаском. Фото: Syrian Central Military Media, via AP
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||