Важнейшие заявления Владимира Путина прозвучали на сессии дискуссионного клуба «Валдай»
Сочи сегодня центр главных политических новостей. Точнее, Красная поляна, именно там завершается четырехдневный марафон дискуссий международного клуба «Валдай». Тема: «Глобальная встряска — XXI: человек, ценности, государство».
Впрочем, пейзаж, на фоне которого об этой встряске говорят, более чем умиротворяющий. Почти 1400 метров над уровнем моря, вокруг благоухающий пихтовый лес и массивные горные хребты. Каких-то пару месяцев, и — добро пожаловать на горнолыжные склоны, кататься можно до апреля, а то и до мая. В общем, рай для туристов, а их в прошлый зимний сезон было 720 тысяч.
Лучше гор, конечно, могут быть только горы, если бы не Олимпийский парк прямо у побережья. Наследие зимних Олимпийских игр 2014 года и просто большой спортивный дом, где зарождаются мечты и случаются большие победы. Но где спорт, там и знания, которые неизменно ведут к успеху: образовательный центр «Сириус» там же, неподалеку. Именно туда в заключительный день Валдайского форума приехал президент.
Возвращение «Валдайского клуба» в привычное, не интерактивное русло — в прошлом году из-за пандемии участники общались друг с другом лишь по видеосвязи — увеличило накал страстей. Несколько панельных сессий с обсуждениями мировых проблем под общим заголовком «Глобальная встряска» прошли в жарких спорах о будущем устройстве мира. Финальная сессия, на которой традиционно выступает российский президент, исключением не стала.
В. Путин: «В последние десятилетия многие вспоминают китайскую поговорку «не дай Бог жить в эпоху перемен». Но мы в ней уже живем, хотим мы того или нет. И перемены эти все глубже, все фундаментальнее. Мы сегодня столкнулись с одновременными системными изменениями по всем направлениям. От усложняющегося геофизического состояния нашей планеты до все более парадоксальных толкований того, что есть сам человек, в чем смысл его существования. Первое. Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели не способны от них отмахнуться. Природные катаклизмы, засухи, наводнения, ураганы, цунами, они практически чуть ли не нормой стали. Мы к этому начали привыкать. Достаточно вспомнить разрушительные трагические наводнения в Европе минувшим летом. Пожары в Сибири. В Соединенных Штатах, вообще на американском континенте. Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество. Просто в таких условиях иногда кажется, что это теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду. Пандемия и коронавирусная инфекция стали очередным напоминанием о том» как хрупко наше сообщество, насколько оно уязвимо».
Главной задачей становится обеспечение существования человека, чтобы повысить его шанс на выживание в условиях усиливающихся природных катаклизмов. С учетом усиливающегося недовольства во многих странах от действий властей это лишь провоцирует разрастание планетарного кризиса.
В. Путин: «Существующая модель капитализма — это сегодня основа общественного устройства, в подавляющем большинстве стран исчерпала себя. В ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно даже в самых богатых странах и регионах неравномерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству. Гипертрофированная резкая, а порой агрессивная реакция общества, молодежи на меры по борьбе с коронавирусом во многих странах показала, что инфекция стала только поводом. Причина социального раздражения недовольства намного глубже».
Пандемия, которая должна была сплотить мир, столкнувшийся с общей угрозой, — на сегодня от коронавируса погибло уже почти пять миллионов человек, больше, чем во время Первой мировой, — наоборот, стала разъединяющим фактором.
В. Путин: «Кстати говоря, Россия многократно призывала и сейчас еще раз повторю этот призыв, отбросить неуместные амбиции и работать вместе и сообща. Говорим о необходимости совместной борьбы с коронавирусной инфекцией. Ну, даже по гуманитарным соображениям. Я имею в виду сейчас не Россию, Бог с ними, с этими санкциями в отношении России. Но и санкции сохраняются в тех государствах, по тем государствам, которые крайне нуждаются в международной помощи. Нет, ничего такого не происходит. Все сохраняется по прежнему. А где же гуманистические начала западной политической мысли. На деле оказывается — ничего нет, болтовня одна, понимаете? Вот что на поверхности оказывается».
Пандемия, по словам Владимира Путина, только подстегнула негативные тенденции в политике, которые наметились после того, как Запад, после развала СССР, стал доминировать в мире. Попытка полностью перестроить его под себя после окончания «холодной войны» успехом не увенчалась.
В. Путин: «Нынешнее состояние мира — продукт той неудачи, как раз той самой неудачи. Мы должны извлечь из этого уроки. И можно задуматься, к чему мы пришли. К парадоксальному итогу. Два десятилетия самая могущественная, как пример просто, два десятилетия самая могущественная страна мира вела военные кампании в двух государствах, несопоставимых с ней вообще ни по одному параметру. Ни по одному. Но в результате ей пришлось свернуть свои операции, не добившись ни одной из целей, которые она перед собой ставила 20 лет назад, начиная эти операции. Уйти из этих стран, понеся при этом и нанеся другим немалый урон».
Вьетнам в 60-х годах прошлого века и Афганистан, куда США вошли на 20 лет в этом веке, показали, что военными действиями изменить мироустройство в свою пользу, как бы этого не хотелось, не получается. Вместо этого наступает хаос. Тем не менее, по словам Путина, мир может измениться.
В. Путин: «Каковы, на наш взгляд, отправные точки сложного процесса переустройства? Позвольте их коротко попробовать сформулировать в виде тезисов. Первый тезис. Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала, что структурообразующей единицей мирового устройства является только государство. Кстати, последние события показали, что попытки глобальных цифровых платформ при всем их могуществе, а оно, конечно, очевидно, мы это видели по внутриполитическим процессам в тех же Соединенных Штатах, но все-таки узурпировать политические или государственные функции им и не удается. Это эфемерные попытки. В тех же Штатах, как я уже сказал, их хозяевам, хозяевам этих платформ, сразу же указали на место. Так же, как делается это, собственно говоря, и в Европе».
Заменить государство Facebook, Twitter и прочим интернет-гигантам не получится по определению. Отвечать за происходящее в стране, по словам Путина, все равно придется власти, а не некоему цифровому сообществу.
В. Путин: «В последние десятилетия многие жонглировали броскими концепциями, согласно которым роль государства провозглашалась устаревшей и уходящей. Якобы в условиях глобализации национальные границы становятся анахронизм ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||