Михаил Делягин: Минфин недооценил живучесть пенсионеров
К президентским выборам Россия подойдет с триллиоными долгами и армией полиции
Новая волна коронабесия, накрывающая Россию на фоне либеральной политики вымаривания страны искусственно созданным денежным голодом, лишают смысла досужие домыслы политологов о «транзите власти»: на повестке дня стоит вопрос о ее существовании.
При продолжении одичания правящей тусовки шанс России просто не дожить до президентских выборов весьма велик, — и не только из-за разрушительной политики власти, но и в силу ее самодискредитации.
Чего стоит провозглашение президентом Путиным здравоохранения, социальной помощи и национальной экономики главными приоритетами перед теми самыми депутатами Госдумы, которым прямо сейчас предстоит утверждать бюджет, максимально сокращающий именно эти, приоритетные для президента, статьи расходов?
В 2022 году общая величина расходов федерального бюджета с учетом роста цен сократилась на 3%.
Главным «парией» Минфина стало здравоохранение: расходы на него в 2022 году сократятся в реальном выражении на 12,1%, а к 2024 — на 18,6%. И это после прошедшей «оптимизации», лишившей огромные массы населения России доступа даже к отнюдь не квалифицированной и своевременной медицинской помощи!
Плановая медпомощь прямо в день выступления Путина была почти прекращена в 11 регионах, а квалификация оставшихся врачей упала до чудовищно низкого уровня, как и качество самого лечения.
По данным Росстата, «сверхсмертность», вызванная прежде всего фактической ликвидацией здравоохранения и вымариванием страны искусственно созданным денежным голодом, в расчете на душу населения превысила в 2020 году число расстрелянных в ходе «ежовщины» в 1937 году. Реализация заложенного в бюджет сокращения финансирования здравоохранения обеспечит фактическое убийство государством еще большего числа граждан России.
Второй по масштабам сокращения расходов стала физкультура и спорт — в реальном выражении на 11,5% в 2022 и почти вдвое (на 42,6%) к 2024 году. На спорт высших достижений они сократятся к 2024 году лишь на 17,9% (на физкультуру — на 13,3%), а максимальный удар пришелся на массовый спорт: реальные расходы на него сокращены в 3,5 раза.
Третий источник сокращения расходов — межбюджетные трансферты: в реальном выражении в 2022 году на 9,8%, а к 2024 — на 12,3%. Урезание финансовой помощи регионам, деньги из которых продолжает высасывать центр, углубляет разрывы между ними, способствует расширению зон депрессии и застойной нищеты, разрушает экономику, ведет к росту социально-политической и этноконфессиональной напряженности.
Четвертой по масштабам урезания статьей расходов стала социальная политика с входящим в ее состав пенсионным обеспечением. Реальные расходы на социальную политику в 2022 году сократятся на 9,6%, а к 2024 их снижение составит 8,2%. Динамика пенсионных расходов иная: их реальное сокращение относительно уровня 2021 года вырастет с 8,3% в 2022 до 13,6% в 2024 году.
Планы Минфина по сокращению пенсионных расходов логичны: повышение пенсионного возраста сокращает число пенсионеров прекращением выхода на пенсию и форсированным умерщвлением «лиц предпенсионного возраста» заведомо непосильным для них трудом, лишением средств к жизни (работодатели стремятся избежать их найма) и организацией сильнейших психологических стрессов из-за неопределенности их положения.
Но изменение структуры пенсионных расходов свидетельствует о необоснованности расчетов Минфина: при заложенном в бюджет 2021 года сокращении доли пенсионных расходов с 18,9% в 2018 году до 15,0% реальные расходы по этой статье за январь-август снизились лишь до 16,5% (845 млрд.руб. на выплату пенсионерам 10 тыс.руб. перед выборами учтены отдельно).
Вероятно, Минфин недооценил живучесть пенсионеров, — но это касается и перспективы до 2024 года.
Пятая по масштабам сокращения расходов — национальная экономика: в реальном выражении расходы снизятся в 2022 году на 7,9%, а к 2024 на 12,3%. Это выражает отказ от прямых обязанностей государства по обеспечению развития страны.
Ритуальные стенания либералов о милитаризованности бюджета разоблачаются динамикой реальных расходов на оборону: в 2022 году они сократятся (хотя и лишь на 0,2%), а по итогам трех лет увеличатся на совершенно недостаточные 1,3%.
Интересна динамика реальных расходов на ЖКХ: снижение в 2022 году на 2,2% сменится уже в 2023 году фантастическим скачком на 14,0%, после чего запланировано еще более резкое сокращение, так что в целом реальное финансирование за 3 года упадет на 21,3%. Похоже, на 2023 год запланирована реформа ЖКХ (например, чреватая ужасающими злоупотреблениями передача его в концессию «новым дворянам»), требующая разового увеличения бюджетного финансирования с последующим его сжатием.
Схожую динамику демонстрируют реальные расходы на экологию: ударный рост финансирования в 2022 году (аж на 26,2%) сменится его резким сокращением, в результате чего реальные расходы 2024 года окажутся ниже уровня 2021 на 0,6%. Возможно, эта динамика выражает планы по форсированию в 2022 году «мусорной реформы».
Среди приоритетов, реальное финансирование которых намечено увеличить в 2022 году, несмотря на общее снижение реальных расходов на 3.0%, наибольшее понимание вызывает образование, реальные расходы на которое вырастут на 3,7%. Правда, затем их уменьшат, так что реальный рост за три года составит лишь 2,9%. Эта динамика вызывает подозрения, что рост расходов в 2022 году вызван насаждением дистанционного образования с разрушением того, что еще осталось от его качества.
Второй приоритет — безопасность и правоохранительная деятельность: реальные расходы на нее в 2022 году подскочат аж на 12,9%, но по итогам трех лет рост составит лишь 13,3%. Несмотря на понятный рост внешних и внутренних угроз, это увеличение чрезмерно. В конце концов, нормальное финансирование социальной сферы, ослабляя социальные причины преступности, снижают и потребность в борьбе с ней.
Но абсолютным приоритетом бюджета, финансирование которого неуклонно растет, является обслуживание госдолга. Реальные расходы по этой статье в 2022 году будут увеличены на рекордные 16,6%, а к 2024 году — на не менее рекордные 44,6%.
Захлебывающийся от денег бюджет (его резервы на 1 октября 2021 года — 18,9 трлн, руб. — превысили годовые доходы) планирует наращивание госдолга на 9,8 трлн.руб., или более чем в 1,4 раза.
Эта политика традиционна: так, в январе-августе 2021 года, несмотря на 934,4 млрд.руб. профицита федерального бюджета, чистые внутренние займы Минфина достигли 1,6 трлн.руб. и пошли на прирост неиспользуемых остатков средств (на 1,4 трлн.руб. — до 14,9 трлн.) и депозитные счета (2,89 трлн.руб. на 1 сентября 2021 года).
Государство долгие годы берет взаймы, чтобы просто оставить эти средства лежать без движения в бюджете или, в лучшем случае, тут же направить их часть на поддержку банковской системы — которая испытывает скоре ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||