Человек дня: Лидия Русланова
27 октября 1900 года родилась знаменитая певица Лидия Русланова.
Личное дело
Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина, 1900–1973) родилась в селе Чернавка Сердобского уезда Саратовской губернии в бедной староверческой семье. Ее с детства окружала народная песня, а дядя по отцу Яков был местной знаменитостью – «звездой» свадеб и праздников; особенно ценилось его умение импровизировать.
Когда главу и единственного кормильца семьи Андрея Лейкина забрали на русско-японскую войну, мать с тремя детьми перебралась в Саратов, где устроилась на кирпичный завод. Работа быстро сломила ее – в шесть лет Лида осталась без родителей. Ей вместе со слепой бабушкой по отцу пришлось «христарадничать» с песнями по городским дворам и ближним деревням. На талантливую, помнившую много песен девочку обратила внимание вдова чиновника, погибшего на войне, которая пристроила всех троих детей Лейкиных в приюты. В хоре ЦПШ Лида сразу стала солисткой, весь Саратов собирался в храме, где она пела. Числившийся пропавшим без вести отец вернулся с фронта на одной ноге, женился во второй раз, но из-за бедности детей забрать не смог.
После приюта Лида работала на разных фабриках до тех пор, пока преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев обратил на нее внимание и взял в ученицы. Однако, академическим пением Русланова занималась всего два года, поняв, что это «не ее». Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия, а после Октября выступала на фронтах Гражданской.
В Москву Лидия Русланова переезжает в 1921 году; в 1924-м становится солисткой Центрального дома Красной Армии. Слава певицы в это время растет с каждым днем, в том числе благодаря широкому распространению грампластинок и радио и активным гастролям по всему Союзу. И в мирное время особенно популярная среди военных, Русланова становится одной из самых востребованных певиц на фронтах советско-финской войны – несмотря на жестокие морозы и тяжелые бытовые условия, она не пропустила ни одного концерта.
С первых дней Великой Отечественной Русланова снова оказывается на передовой; на эти годы приходится и пик ее популярности – всего за время войны она дала более 1100 концертов. 2 мая 1945 года певица участвовала в первом концерте советских артистов в Берлине, после которого расписалась углем на колонне Рейхстага.
В августе того же года приказом Георгия Жукова она была награждена орденом Отечественной войны I степени.
В 1947 году прозвенел первый тревожный звонок: Русланова и еще 27 артистов были лишены наград, а Жукову был объявлен партийный выговор за их «незаконное награждение». В следующем году было объявлено о раскрытии «заговора генералов» – по обвинению в участии в нем в сентябре были арестованы 48 военачальников из ближайшего окружения маршала, в том числе муж Руслановой Владимир Крюков. В один день с ним арестовали и саму певицу – по предположению дочери Крюкова Маргариты, всенародная любимица могла «поднять шум» на всю страну. Она была обвинена в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах», а также по знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса – «Антисоветская пропаганда». 28 октября 1949 года Русланова была приговорена Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества.
В заключении Русланову несколько раз переводили из одного лагеря в другой, а с 1950 года она содержалась во Владимирском централе.
После смерти Сталина Владимир Крюков написал заявление о пересмотре обоих дел (своего и жены) в ЦК КПСС, а копию его направил Жукову, ставшему к этому времени министром обороны. После служебной записки в ЦК от Никиты Хрущева Русланова была освобождена и вернулась в Москву в августе 1953 года. Уже в сентябре был дан первый концерт в зале Чайковского, певица вернулась к концертной и студийной работе. Несмотря на подорванное здоровье, голос певицы сохранился до пожилого возраста.
Лидия Русланова скончалась 21 сентября 1973 года от сердечного приступа. На сердце певицы нашли следы нескольких инфарктов. Из-за количества желающих проводить ее в последний путь у Новодевичьего кладбища в Москве было остановлено движение транспорта.
Чем знаменита
Лидия РуслановаВ XX веке Русланова стала олицетворением русской песни для всего мира. Ее голос сложно определить в классических терминах – народная песня и не подразумевает соответствия оперным стандартам. Это не раз становилось причиной критики манеры пения Руслановой, в том числе и в прессе. С другой стороны, ее обвиняли и в слишком «разухабистном и развязном» исполнении, унаследованном, по мнению критиков, от дореволюционной эстрады. Однако певица умела отстаивать свое видение того, как должны звучать песни, говоря, что каждая из них – это пьеса, которую надо не петь, а играть.
Известными в исполнении Руслановой становились и песни советских композиторов. В частности, она одной из первых спела «Катюшу» и одну из самых пронзительных песен Великой Отечественной – «Враги сожгли родную хату».
О чем надо знать
Певице и при жизни, и после смерти (в частности, от Виктора Суворова) доставалось не только за манеру пения (и вычурные, по мнению некоторых, сценические костюмы), но и за образ жизни. Еще в Гражданскую войну она начала собирать библиотеку. Став в конце 30-х самой высокооплачиваемой артисткой СССР, она тратила заработанные деньги на коллекционирование картин русских художников, икон, старинной мебели, украшений, фарфора. Квартира Руслановой была обставлена дорогой мебелью, при обыске у нее и Владимира Крюкова были изъяты четыре немецких автомобиля и дорогие предметы интерьера, а после допросов – шкатулка с драгоценностями, которая хранилась у ее домоправительницы. После пересмотра дела удалось вернуть только часть реквизированного имущества.
Прямая речь
О войне: Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились юнкерсы в сопровождении мессершмиттов. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца».
О последствиях заключения: «Все это (конфискация имущества – Полит.ру) не имеет значения. Унизили ни за что перед всей страной – вот это пережить невозможно».
О песне (из разговора с молодой певицей): «Песню надо петь, а не шептать! Если голоса нет – садись в зал, других слушай. Конечно, ты про любовь поешь, тут кричать вроде бы ни к чему, но хоть любимый-то твой признания должен услышать?! И потом, что же ты поешь, любезная моя? Что ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||