Человек дня: Иоанн Кронштадтский
1 ноября 1829 года родился Иоанн Кронштадтский, священник и проповедник, причисленный к лику святых праведников.
Личное дело
Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев, 1829-1908) родился в селе Сура Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. Его отец — Илья Михайлович Сергиев, всю жизнь служил дьячком Никольской церкви села Сура, около которой и был похоронен после смерти в 1851 году.
«За слабостью здоровья» мальчик был крещён дома в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского.
В возрасте 10 лет поступил своекоштным воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником. После училища перешёл в Архангельскую духовную семинарию, которую окончил в 1851 году вторым учеником и за успехи был отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Окончил академию в 1855 году, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев» и получив степень кандидата богословия.
Еще учась в духовной академии, будущий о. Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в соборе Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора Елизавету и согласился.
Судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему.
В конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног. Скончалась она 22 мая 1909 года и похоронена в ограде Андреевского собора.
Изначально Иоанн намеревался принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Однако, увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», решил остаться в России.
После рукоположения был направлен в Кронштадт, куда в то время высылали асоциальных личностей и нищих. О. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц».
В декабре 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге Иоанн был посвящен во диакона, а через день, 12 декабря, хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины.
С 1857 года был законоучителем Кронштадтского городского училища; с 1862 года в течение 25 лет преподавал Закон Божий в местной классической гимназии.
С 1875 года был протоиереем; c 1894 года — настоятелем Андреевского собора. С 1899 года — митрофорный протоиерей.
С самого начала своего служения о. Иоанн занимался частной благотворительностью. В начале 1880-х основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют.
Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, о. Иоанн ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к более частому приобщению Святых Таин, тогда как в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, Великим постом.
20 декабря 1883 года в столичной газете «Новое время» Алексея Суворина было напечатано от имени ряда частных лиц «Благодарственное заявление», которое, по мнению составителей «Жития» о. Иоанна, положила начало «всероссийской известности кронштадтского священника».
К 1890-м годам он уже получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей. Священника встречали такие многотысячные толпы народа, что это уже начинало создавать трудности для обеспечения его перемещения и безопасности.
Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — и лично, и почтовыми переводами.
Крупные суммы (до 50 тыс. рублей) отец Иоанн отдавал на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества в том числе и других конфессий (татарам, евреям). В частности, в 1891 году построил в родной ему Суре каменную приходскую церковь; в другой части села основал женский монастырь (Иоанно-Богословскую женскую общину).
Секретарь отца Иоанна утверждал, что только за июнь 1895 года им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.
Известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей — от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние из-за критической ситуации (банкротство, проигрыш в карты и т. п.).
По воспоминаниям современников, передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль, который далее разделялся на 10 человек. Этой суммы — 10 коп. утром и 10 коп. вечером — им хватало, чтобы найти дневное пропитание и оплатить ночлег.
При этом чем больше он раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год – громадные по тем временам суммы.
В 1890-х годах в Кронштадте сложилась даже целая местная индустрия по обслуживанию огромного потока паломников, приезжавших в надежде на встречу с Иоанном. Ввиду просто физической невозможности уделить внимание всем желающим, он был вынужден нанять штат сотрудников (женщин-секретарей), ведавших отбором посетителей; в итоге некоторые его секретари, беря себе в карман мзду за возможность встречи со святым отцом, «сколотили себе небольшой капитал и снискали гнев тех, кто обращался к ним за содействием».
8 октября 1894 года о. Иоанн прибыл по инициативе великой княгини Александры Иосифовны прибыл в Ливадию к умирающему императору Александру III. 17 октября он отслужил литургию в Ореанде, а затем, прибыв во дворец, причастил императора. 20 октября, в последние часы жизни Александра III, помазал его тело елеем из лампады, после чего, по просьбе умирающего, возложил свои руки на его голову.
Пребывание у одра умирающего царя еще более способствовало росту его популярности в обществе. Однако, более о. Иоанна не приглашался к императору и императрице.
14 мая 1896 года Иоанн принимал участие в служении литургии в Успенском соборе Московского Кремля по совершении обряда коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны.
В 1903 году вместе с епископом Волынским Антонием (Храповицким) о. Иоанн выступил с осуждением кишинёвского погрома, чем навлёк на себя гнев и негодование со стороны крайне правых. В последовавшем потом письме «христианам г. Кишинёва» от 23 мая 1903 года он фактически извинялся за осуждение погромщиков и заявил, что «в по ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||